Vladimir
Автор материала
Vladimir Babkin
20.11.2011

О чем? (часть четвертая)

Сальвадор Дали

Фотография - свободное творчество духа.

Кристальная объективность маленького фотоаппарата - беспристрастный хрусталик - стекло подлинной поэзии.
 Рука человека уже не вмешивается. Хрупкая гармония физики и химии. Чувствительная пластинка, ловящая самые тонкие детали.
 Сама экономичная структура этого точного и совершенного механизма свидетельствует, что его поэтическая деятельность радостна.
 Лёгкое смещение, едва уловимый наклон, верно угаданное расстояние - а всё затем, чтобы, повинуясь тёплым кончикам пальцев и никелированной пружине, выпорхнули из чистой хрустальной объективности стекла тридцать шесть новых, исполненных духовности взглядов на мир и тридцать шесть импульсов вдохновения.
 Когда рука не вмешивается, дух начинает постигать, что отсутствие неточных касаний пальцев - благо; вдохновение освобождается от ремесленного навыка, доверяется только бессознательному расчёту механизма.
 Новая манера творчества духа - фотография - наведёт наконец необходимый порядок в фазах поэтического производства.
Доверимся новым средствам фантазии - они рождены естественными объективными смещениями пространств и масштабов. Только придуманное лишено оригинальности. А чудо свершается с той же непреложной точностью, что и банковские операции. Дух - дело особое...
 Удовлетворимся же чудом, свершённым в мгновение ока: раскроем глаза и будем, схватывая всё на лету, учиться истинному видению. Закрыть глаза - значит воспринимать отзвуки внешнего мира антипоэтически. Анри Руссо видел лучше импрессионистов. Вспомним, что они смотрели, полузакрыв глаза, и ловили лишь музыку объективного, единственно способную просочиться сквозь их полусмеженные веки.
 ...
Умение видеть - это вообще новая система измерения духовных пространств. Умение видеть - это нечто вроде изобретения. А есть ли изобретение безупречнее, чем анестезирующий взгляд четко видящего глаза, глаза, лишенного ресниц ...- дистиллированного, пристального, не затянутого розовой плёнкой конъюнктивита.
 В наш век, когда живопись все ещё топчется в области проб и ошибок, фотоаппарат мгновенно даёт практические результаты. Фотография с неиссякаемой фантазией осваивает формы новых предметов, которые на плоскости полотна остаются всего только символами.
 Глаз объектива придаёет очарование холодной белизне умывальника, передаёт тягучую дремоту аквариума, проникает в сердцевину хрупких суставов электроизмерительных приборов - его магия поразительно точна. А в живописи - иначе, и если ты хочешь изобразить, например, медузу, то тебе совершенно необходимо нарисовать гитару или арлекина, играющего на дудочке.
У фотографии - новые возможности, рождённые самой её природой.
 Вспомните фотографию Ман Рея - портрет несчастного Хуана Гриса в ритме банджо. Задумайтесь над его новой естественнейшей манерой, ведь она - результат всего-навсего точного технического процесса, результат лучезарного созидания фотоаппаратом!
О фантазия фотографии! Она удачливее и проворнее мутных процессов подсознания!
 Простое изменение масштабов вызывает необычные ассоциации и реальные - вы о них и не подозревали! - аналогии.
 Чёткий портрет орхидеи и разинутая тигриная пасть на фотографии предстают в интимном единстве, а солнце тысячью бликов играет в анатомии мышц гортани.
О фотография, ты схватываешь тончайшую, неподвластную контролю поэзию!
 В огромном, блестящем глазу коровы сферически преломляется уменьшенный светлый пейзаж в духе постконструктивизма — он точен до пятнышка на небосклоне, где плавают миниатюрные светящиеся облачка.
О новые предметы, с блеском поданные фотоплакатами торговой рекламы!
 Все новенькие механизмы - свежие, как роза, - приносят не растраченное покуда тепло своего металла в дар весеннему эфиру фотографического творчества.
 
О фотография-свободное творчество духа!
Сальвадор Дали "Л'амик де лез артс", 31 сентября 1927 г.

24 апреля 2007 года. Женева.

Короткая ссылка на новость: http://afisha.kz:80/~OtyKE
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
0
Гость
Рука человека, конечно же, вмешивается... Тут Сальвадор загнул. Но чем спонтаннее вмешательство руки (человека), тем больше в этом движении руки -- движения Господа Бога (т.е. Всеобъемлющего Непостижимого Нечто).
Имя Цитировать 0