Vladimir
Автор материала
Vladimir Babkin
01.12.2011

О чем? (часть пятая)

Париж, Шантилии, июль 2002 г.



 Не буду забивать мозг читателя подробными сведениями социально-исторического характера об эпохе, предшествующей изобретению фотографического процесса. Затрону один аспект, а именно, расцвет изобразительного искусства в эпоху Возрождения. Ведь тот уровень мастерства, который достигли великие художники того времени, для современных недосягаем. Кто-то поднимет брови: с чего я это взял? Стоит посетить любой  музей, чтобы понять, как измельчали нынешние творцы. Не надо воспринимать мои слова как неуважение к современникам. Таланты никуда не делись. Женщины продолжают рожать гениев. Просто всему свое время и место.
Итак, эпоха возрождения. Цивилизованный мир принадлежит аристократическим семьям, которых обслуживают "рудокопы", солдаты и прослойка мастеровых людей, умеющих делать что-то исключительное (последние в дефиците). Богатство первых определено наследными правами, войнами, трудом крепостных и теми накопленными богатствами, которые называют произведениями искусства. Их как раз создавала прослойка мастеровых. Попытаемся осознать, что определяло сознание среднестатистического герцога, короля, или папы римского... Главная забота - сохранять добро, нажитое династией, и преумножать его, например, в "цивилизованной" войне (это когда воюют профессионалы, народ не трогают и соблюдают всякие кодексы). В западной Европе к тому времени накопился такой исторический опыт по ведению боевых действий, что простой люд даже иногда не замечал смену власти.
Другая забота - держать нос по ветру. Современные богатеи должны следить за котировками, курсами, сменами политических режимов, а простому герцогу приходилось плести и расплетать заговоры, правда, тогда и сейчас результат случается одинаковый (вон Ходорковский уже десять лет сидит в темнице, хотя некоторые лучше сориентировались, выросли из чукотских земель, лайнеры строят планетарного масштаба). Третья забота - производить на свет потомков и передавать им наследство и опыт. Иначе говоря,  оставить след в истории семьи и государства. Это было самое почетное, по "понятиям".  Вы подумайте, какой "абсурд" - они помнили всю родню до Адама и Евы и были уверены, что и о них потомки будут помнить...  Подводит  правнук  гостей к парадному портрету в полный рост, во всех регалиях, предположим, в библиотеке, и говорит: " Это мой прадед ..., он прославился тем, что построил для города университет..., или капеллу..., или ...". Их это прикалывало.
А наши... представляете как будет...:"А вот это мой прадед ..., он прославился тем, что построил для города университет за народные деньги, и денег при этом сп...л больше половины. Университет давно развалился, наш дом стоит большой и красивый, а сами мы теперь живем в Лондоне". Так будет.
Как мы с вами видим, у аристократов была потребность платить за шедевры и принимать в их создании непосредственное участие административными и людскими ресурсами. Можно создать доску памяти тем монархам, которые основали величайшие музеи мира, передав общественности художественные сокровища. Это были не единичные случаи, а правило. Они, конечно являлись вершиной пирамиды, а ниже была целая армия "скромных" меценатов". Вот и получается, что великие живописцы появились в это время потому, что были востребованы. Был спрос на шедевры.
Что же случилось? Куда исчезло артистическое счастье?...
 Случилась буржуазная революция... Аристократы ушли в небытие, их уничтожили  как класс. Во Франции гильотина пару лет работала без выходных и круглосуточно! На смену аристократии пришла буржуазия. Кто это такие? Делаем обобщенный портрет в единственном числе. Мужчина в полном расцвете сил, трудолюбивый, смышленый (иногда даже умный), в меру образованный (ровно настолько, насколько нужно для бизнеса), кухаркин сын (т.е. из самых низов), талантливый игрок и расчетливый предприниматель. И вот он стал ВСЕМ. По Европе забегали паровозы, задымили фабрики, крестьяне переквалифицировались в пролетариат, появилась банковская система и многое еще. Буржуа помнил, как красиво и со вкусом жили хозяева его мамы, и он понял, что ему хочется так же. Что он для этого делает? Строит большой дом. Окружает его высоким забором. Нанимает учителей по гламурному образу жизни (помните Мольера?).  Дело осталось за малым - украсить стены портретами и прочей живописью... Начинается самое интересное. Предпринимательская жилка, ведь , берет свое, и буржуа думает:" Б...дь! А на х..я я буду платить этому Рубенсу такие бешенные бабки, когда мой шурин, хозяин малярной артели, зах...чит мне парадный портрет в пятьдесят раз дешевле, а бонусом еще и всю родню, но, конечно, поменьше размерами." И понеслось...
А есть еще другой сценарий с буржуа, который понимает, что лезет в сферу, в которой не смыслит. И нанимает экспертов, которые в свою очередь думают:"Б...дь! Да этот Рубенс в конец зажрался! Заламывает сука цену, скидок за объем не делает, и вообще устарел и не в моде. Мы лучше отыщем дарование, пропиарим, воспитаем, отмоем. Это выйдет дешевле, а самое главное - свой будет, послушный. А начнет выё...ся, так мы его быстро задвинем, и вытащим новых "гениев". Да башлевые драться будут меж собой за новое искусство..." Гениальный ход, вполне капиталистический.
Вот так искусство превратилось в бизнес, и Рубенсы в нем места не нашли. Зато нашла целая армия промоутеров, артдиллеров, экспертов, критиков и аукционистов. Называется все это АРТРЫНОК. А при чем здесь фотография? Да притом, что мастера художественного цеха буржуазной эпохи не справлялись с количеством буржуйских фейсов. Их самих было много, плюс на место разорившихся приходили новые. И ещё у них было много родни и любовниц. Поэтому художники  приняли непосредственное участие в изобретении фотографии. И почти сто лет после этого исключительно художники  эксплуатировали фотографию в корыстных целях, обслуживая вкусы буржуа.
 
Продолжение следует...2002.06. Париж, Шантилии2002.06. Париж, Шантилии 2002.06 Париж, Шантилии2002.06. Париж, Шантилии

Короткая ссылка на новость: http://afisha.kz:80/~ODFS1
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Страницы: 1 2 3 4 След.
0
Гость
Об индивидуальности и массовости:
"Познай самого себя",
"Ничего сверх меры",
"Наблюдай конец жизни",
"Худших всегда большинство",
"Ни за кого не ручайся",
"Всему своё время",
"Лучше подделывать деньги, чем истину".
(семь изречений на стенах храма Аполлона в Дельфах)
Имя Цитировать 0
0
Гость
СТАДИИ ВОСПРИЯТИЯ ШЕДЕВРА
Процесс восприятия оригинального авторского произведения, как и любой новации, проходит через четыре стадии:
а). Сначала оно представляется хохмой, шуткой или причудой и активно высмеивается.
б). Затем оно кажется богохульством, ёрничеством, кощунством или предательством и активно отвергается.
в). Затем оно облачается в дискуссионную форму, порождая споры.
г). И наконец, становится банальностью или истиной в последней инстанции, уставшей от повторений.
http://photo-element.ru/analysis/author.html
Имя Цитировать 0
0
Гость
Основные функции искусства (с позиции автора, создателя, творца):

1. Формотворческая, формообразующая. Преобразовательная работа с исходным наблюдаемым в реальности изобразительным материалом, творческая трансформация материала в новые эстетические формы.
2. Гедонистическая. Получать удовольствие в процессе создания произведения искусства. Развлекаться, отвлекаться.
3. Познавательная. Узнавать что-то новое в процессе работы над произведением.
4. Компенсаторная. Сублимация и освобождение от психологических комплексов.
5. Функция внутренней саморефлексии. Самопознание автором самого себя. Ощущение диалектики души.
6. Коммуникативная -- общение по поводу произведения искусства со зрителем, потребителем творчества. Творческий дискурс. Осознание характера стратификации общества по принципу восприятия произведения: массовое – индивидуальное.
7. Метафизическая. Постижение абсолютной идеи, познание всеобщей истины (Аристотель, Платон, Кант, Гегель).
8. Функция наставления чему-то (если автор испытывает в этом внутреннюю потребность).
9. Формирование авторского индивидуального метода, знаковой системы.

Цитата к вышесказанному:
«Хорошо известно, что искусство осуществляет одновременно много разных функций и в этом его прелесть. Мы говорим, что искусство даёт наслаждение, и называем эту функцию гедонистической (1). Мы утверждаем также, что искусство отражает действительность, что оно необходимо для постижения мира (2). Искусство является средством передачи эмоций от художника к зрителю, выполняя тем самым коммуникативную функцию (3). Согласно психоаналитической концепции, искусство позволяет в сублимированной форме выразить имеющиеся у человека комплексы (4). Постижение объективного и духовного мира требует использования и дискуссии, и интуиции. Поэтому целью и назначением искусства является обеспечение убедительности интуитивного суждения. Искусство обнаруживает силу и плодотворность синтетической интуиции, развивает способность к интуитивному суждению в противовес авторитету логического и, вообще, дискурсивного пути постижения истины.
Е.Л. Фейнберг, Э.Б. Финкельштейн. Проблема бессознательного и фундаментальные принципы физики.»


Имя Цитировать 0
0
Гость
Многих тебе дальнейших частей, Владимир!
Предлагай темы. Поупорствуем в отстаивании:)
Имя Цитировать 0
0
Гость
Спасибо, Андрей, за предложение, займусь на досуге. Упоминая питбуля я делал комплимент твоей цепкости, несгибаемости и упорству в отстаивании своей точки зрения. и она (точка зрения) у тебя есть. Когда я писал о взаимоотношениях аристократии и художников я имел ввиду именно Леонардо, как классический случай. Он до последних дней жил с французским королем у него во дворце, создавая для него шедевры архитектуры, паркового искусства, занимался научными и творческими изысканиями. Так что все правильно. Для Тебя ставлю еще одну фотографию из этой серии. И не прикапывайся к геометрии объектива. Я тоже не люблю длинную оптику. Кстати, добавлю это в часть первую.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Спасиьо, андрей, за предложение, на досуге займусь. Апоминая питбуля я делал комплимент твоей цепкости, несгибаемости и упорству в отстаивании своей точки зрения. и она (точка зрения) у тебя есть.
Когда я писал о взаимоотношениях аристократии и художников я имел ввиду именно Леонардо, как классический случай. Он до последних дней жил с французским королем у него во дворце, создавая для него шедевры архитектуры, паркового искусстваи, занимался научными и творческими изысканиями. Так что все правильно. Для Тебя ставлю еще одну фотографию из этой серии. И не прикапывайся к геометрии объектива. Я тоже не люблю длинную оптику. Кстати, добавлю это в часть первую.
Имя Цитировать 0
0
Гость
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/renessans/leonardo/leonardo7.html
Имя Цитировать 0
0
Гость
По собаководству у нас специалист Лашков Андрей Иванович
http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=512
(рекомендую вступить в http://www.photounion.ru/ ,Владимир;)
Я же не специалист по породам, -- просто анализирую тексты...
Возвращаясь к твоей статье-эссе, замечу, что Леонардо в эпоху возрождения не гнушался меценатской помощью тогдашних буржуа:
http://www.secreti.info/leonardo1.html
Кстати, Леонардо да Винчи можно по праву назвать одним из первых фотографов, чьё имя зафиксировано в исторических документах. И знаешь почему? -- Он физически верно использовал законы пространственной перспективы (с помощью фотоаппарата -- камеры обскура). К тому же он не фотографировал шириками и штатниками как телевиками..:-)) Это видно даже по его знаменитому жанровому портрету Джоконды, где грамотно увязан второй (дальний) пейзажный план и собственно портрет Моны (со спонтанно ухваченной улыбкой:), ( --чего желаю твоей даме с сигаретой:))
Имя Цитировать 0
0
Гость
Но, хорошо, Андрей. А кто это оспаривает? А насчет бойца... Ты просто питбуль, родной...)))
Имя Цитировать 0
0
Гость
Никаких баталий боёв и сражений, Володя!!! Искусство родилось там, где боец послал матом -- вместо того, чтобы кинуть камень в темя... Художник обладает единственной возможностью -- возможностью поиска. Художник обладает единственным правом -- правом выбора. Эта возможность и это право и двигает его вверх по пути творения нового.
"Находки рождают приёмы. Приёмы формируют стиль. Стиль затвердевает в штампах. Штампы хороши, чтобы зашибить деньгу. Художник в реальной жизни вынужден выбирать между штампами и находками." http://photo-element.ru/philosophy/aphorism/aphorism.html
Имя Цитировать 0
Страницы: 1 2 3 4 След.