Свою машину я решил поставить спонтанно, в один день. Взял и не стал ездить, продав старого верного друга. Я принял это решение намного ранее всеобщего «пешеходного призыва». Автомобиль сделал меня раздражительным, нервным. Постоянные пробки начали утомлять, а борьба за парковочное место превратила меня в агрессивного хама. 
 

Город автохамов

 

 

Оказалось, что быть пешеходом у нас не так уже и легко. Прогулки по нашим улицам, а особенно в период межсезонья, когда тает снег, улицы заполняются лужами, удовольствие не из приятных. Велик риск промочить ноги и запачкать одежду. А то и быть обрызганным очередным автомобильным лихачом, который не отличается уважением к пешеходу. Надо заметить, что ментально в нашем обществе пешеход воспринимается как «человек без личного автотранспорта», а, значит, недостойный уважения - путающийся под колесами объект, мешающий движению нормальных людей. Быть велосипедистом не менее опасно. Впрочем, те редкие велосипедисты, для которых создаются дорожки, иногда гоняют по тротуарам и создают опасность для и так запуганных автомобилями пешеходов.

Интересно, что человечество "автомобилизировалось" сравнительно недавно, но представить без машины его представителей уже невозможно. Современные города созданы словно только для автомобилей, а пешеходам с боем приходится отвоевывать свое жизненное пространство, ведь в Алматы рядом с проезжей частью далеко не всегда есть тротуары.  Чем больше мы строим автомагистралей, тем больше они заполняются автомобилями, окутывая город удушливым смогом. Аналитики подсчитали, что с расширением улиц увеличивается число дорожных происшествий. То есть получается, что дороги не несут облегчение жителям.

Сама манера езды в Алматы и повальное желание покупать только огромные внедорожники в городских условиях, когда весь мир переходит на экономные малолитражки, свидетельствует о каких-то комплексах. Может быть, поэтому в городе так много ДТП, причиной которых также являются и особенности психотипа алматинского водителя? И я уже не удивляюсь случаю, который произошел в одном из автосалонов, когда молодой человек разбил дорогой лимузин и витрину. И я уже не говорю про то, как автовладельцы ставят свой транспорт впритык к входу в подъезд, на детских площадках, на клумбах и тротуарах.
 

Для людей, а не для машин

 

 

Ведь я сам был таким. И став пешеходом, смотрю на все с другой стороны. Первое время мне приходилось играть роль местного Peatonito - это житель Мехико, в костюме супергероя защищающего права пешеходов на улицах. Я ругался с автохамами, с трудом пробираясь сквозь плотный строй агрессивных и неуступчивых машин. А ведь именно пешеходы являются главными жителями города, о чем говорит и модный ныне урбанист Джеф Спек, создав целую философию и изложив ее в своем труде «Город для пешеходов». 

Я вырос в то время, когда машин было не так много на улицах. Это было время чистого города, хотя мало кто заботился об экологии в то время. Алматинцы не знали о пробках и стрессах, больше успевали. Дворы были открыты для людей, а не перекрыты шлагбаумами и машинами, и люди также были социально открытыми. Пешеход, возможно, дольше идет до дому, но встречает больше людей и лучше узнает соседей. Сегодня мало кто хочет общаться с соседями, и люди стали более разобщенными. Стандартное: машина – паркинг - лифт – квартира не способствует сближению. Да, кто-то возразит, что люди устали от «коммунальности» социалистического социума, но те же западные урбанисты говорят о том, что роль добрососедства очень важна, и пешеходство способствует установлению лучших отношений в городских жилищных сообществах.

Есть ли шансы у нашего города стать пешеходным и вообще, нужно ли это? Ведь когда мы цитируем известных урбанистов, нельзя забывать, что у них другие условия. Конечно же, люди не могут взять и сразу стать пешеходами. Необходима бесперебойная работа общественного транспорта. Развитая сеть метро.  Пример таких стран, как Голландия, показывает, что велосипед как вид транспорта стратегически важен для возвращения на улицы пешеходов.

 

 

Как важны и различные ускорители пешеходной скорости, типа самокатов и сигвеев. В урбанистике много и других аспектов, которые влияют на разгрузку города и экологию. Таких, как районирование, полицентричность, микро и макроэкономика, социальная ситуация и даже такие специфичные вещи, как Евклидово зонирование — разделение ландшафта на большие однородные территории. Да, те же школы и ВУЗы, влияние которых на уличные пробки мы видим на каникулах.
 

Пешком к идеалу

 

 

Город должен быть пешеходным, ведь именно такой город является наиболее оптимальным для жизни. Пешеходы влияют и на криминальную ситуацию в городе. Например, в том же Канзас сити введение пешеходных улиц снизило уровень криминала на 74%, так как, оказывается, пешеходы более внимательны и предотвращают опасные инциденты чаще, нежели автомобилисты. Да и как показали исследования, с точки зрения экономики инвестиции в развитие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов являются выгодными в отличие от тех же дорог.

Причин быть пешеходом много: это и здоровый образ жизни, хорошее настроение, физическая нагрузка, так называемое «чувство уличной геометрии», недоступной для автомобилистов, и многое другое. Также радует, что тенденции молодежи – миллениалов таковы, что им неинтересны дорогие машины и согласно исследованиям они на 12% меньше пользуются личным автотранспортом. Тем не менее, я думаю, что наш город идет к своей пешеходности и этот процесс необратим. И хотелось бы, чтобы люди осознавали, что они живут в этом городе, а не «проездом»…И тоже вносили бы свой вклад в экологию и улучшение города своим отношением. Известный фотожурналист Ричард Хоси Хернандес (Richard Hosi Hernandes) известен циклом фоторабот, где снимает пешеходов. Он говорит, что душа людей во время прогулки меняется в лучшую сторону, и этот миг делает фотографию особенно чарующей. Может быть, душа нашего города тоже изменится с увеличением количества пешеходов?

Текст: Бекнур Кисиков

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции