“Казахфильм” в свою очередь решил поступить умно – раз это госзаказ, который нельзя провалить, а своих специалистов, обученных должным образом, у нас не хватает, то надо практически весь проект отдать на аутсорсинг, наняв съёмочную группу, состоящую почти полностью из иностранцев. В итоге, из казахстанского здесь только логотип самого “Казахфильма”, цитата президента, двое актеров и песни самого Кашаубаева, спетые под аккомпанемент домбры. Режиссером наняли Джеффа Веспу (кроме короткометражек ничего не снимал, и это его первый полнометражный фильм), сценарист – Бенжамин А. ван дер Вин, для которого это первый сценарий с 2008 года (и второй за всю карьеру); российский оператор – звездный Максим Осадчий, работавший чаще всего с Федором Бондарчуком на его проектах, вроде “Сталинграда”, “9 роты”, “Обитаемого острова” и прочих.

В общем, эта команда и создала “уникальную картину, призванную вывести казахстанский кинематограф на новый уровень”, - как говорит об “Амре” генеральный продюсер Алидар Утемуратов.

Фильм рассказывает об одном из первых актеров казахского театра и певце Амре Кашаубаеве. Бедняк с окраин империи, горбатившийся на бая в Восточном Казахстане, покорил своим голосом сердца парижан, а позже, в 1927 году, и Франкфурт-на-Майне. После выступления на EXPO в Париже французские газеты сравнивали его с великими Энрико Карузо и Марио Ланца.  Когда французский писатель и музыковед, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан услышал впервые голос Амре, он сказал: "Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями...".
 

 

Но судьба Амре не была гладкой. В Париже он свел знакомство с диссидентом Мустафой Шокаем, за что жестоко поплатился частыми визитами в ОГПУ, откуда выходил избитым и подавленным. Его смерть так и осталась тайной: перед большой премьерой его нашли мертвым на улице. После его могилу сравняли с землей, а все записи с его голосом пропали. Их впервые обнаружили случайно в московском архиве только в 1974 году.

Сюжет таков – Амре Кашаубаеву присылают телеграмму с предписанием явиться на прослушивание в Москву, чтобы затем отправить на EXPO-1925 представлять КазССР. По прибытии в Париж Амре встречает многих знаменитых людей, вроде Джорджа Гершвина, которые восхищаются его талантом. Разумеется, без любовной линии здесь не обошлось.

 

Молодому и красивому Санжару Мадиеву в «Амре» не помешали бы несколько морщин, которые бы приблизили актера к 37-милетнему герою

В целом, к фильму претензий нет почти никаких, кроме дешевой шутки с мороженным и Риги, которую практически не потрудились толком замаскировать под Париж, спрятав типовые четырехэтажки советских времен – но это если совсем уж придираться. Серьезным просчетом стало то, что Санжара Мадиева необходимо было искусственно немного состарить – настоящему Амре в 1925 было уже 37 лет, а здесь он смотрится слишком молодо.

На актерском составе второго плана не экономили, наняв Эбби Корниш (жена шефа полиции в громком «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури» и Кая в фильме “Семь психопатов”),  а также Бена Элдриджа (сериал “Царство”). Чтобы средства не ушли зря, оба этих персонажа (Ли Эббот и Джордж Гершвин) соответственно, во второй половине фильма всё время сопровождают Амре.

Актеры хорошо справились с задачей показать то сложное время. Не сказать, что Санжару Мадиеву необходимо было сыграть нечто очень сложное, однако его образ и образы остальных отображены корректно, и на них приятно смотреть: картинка с достоверными костюмами радует глаз, а в игре актеров не чувствуется театральности или фальши.

Немаловажным аспектом этого фильма является и саундтрек. Написан он был Дэйвом Холденом (ничем не известен, работал с Веспой над некоторыми короткометражками). В данной картине оркестровый саундтрек создаёт правильную атмосферу той или иной сцены, что позволяет ей проникнуться.

В целом, “Амре” – это не больше и не меньше, чем стандартный байопик. Ведь мало в мире байопиков, которые бы действительно становились большими событиями в мире кино. Их задача, как правило, другая – отдать дань интересным и значительным для истории личностям, рассказав об их жизни. В случае с “Амре” – это, действительно, дань казахской истории, но не достижение казахского кинематографа, так как казахстанского участия в картине минимум, что неплохо – снимать в нашей стране хотя бы так будут лет через десять, в лучшем случае. Данный фильм, как и все фильмы подобного рода, предназначен для любителей кино об исторических личностях и для всех неравнодушных к истории своей страны – лента приятная, а человек, о котором она и повествует, настоящая легенда с удивительной судьбой.

Благодарим кинотеатр Esentai Kinopark за приглашение на предпоказ

Текст: Куанышбек Жакпаров

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора