На этот раз действие происходит не в 21-м веке, а в 1962 году, когда еще существовал “союз нерушимый”, а шпионы обеих сторон пытались украсть у друг друга технологии, которые позволили бы потенциально выиграть космическую гонку.

Главной героиней выступает Элиза Эспозито, исполненная Салли Хокинс. Она вместе со своей подругой Зельдой работает уборщицей на режимном объекте, где ведутся секретные разработки и исследования. Жизнь идет своим чередом: утром три яйца всмятку, кофе и на работу, где подруга рассказывает о своих семейных неурядицах. В один из таких, казалось бы, ничем не примечательных дней на объект привозят некое существо – получеловека, полурыбу, иными словами, “человека-амфибию”. Сначала Элизе любопытно, но спустя некоторое время она обнаруживает, что прониклась к нему глубокой симпатией.

“Форма воды” – это фантастическая сказка про любовь в мире, где существуют “монстры” и люди, но, как и в реальном мире, грани между этими понятиями достаточно размытые. Но уже в первые мгновения появления на экране Майкла Шеннона сразу становится понятно, кто же здесь выступит в роли “монстра”, который будет всячески издеваться над здешним “ихтиандром”. Есть слабые попытки показать злодея как обычного человека, у которого есть семья, дети, но дальше этого идею не развивают – он не противоречив; он - зло “по умолчанию”.

С главными положительными героями ситуация такая: немая девушка, добрый старик, живущий по соседству, чернокожая подруга, которую в реальных США 60-х к объекту такой значимости даже на пушечный выстрел не подпустили из-за сегрегации,  а также безмолвная амфибия и “гуд совиет юнион спай”, который противостоит “ивил совиет юнион спайс” ради науки. Примерно так и можно описать каждого из них – плоско и просто.

Аспекты, которые и понравились зарубежной публике, «выдавшей» режиссеру «Золотой глобус» – симпатичный вижуал, в котором преобладают холодные синие тона, подчеркивающие водные мотивы; музыка за авторством Александра Депла и обязательные в современном кинематографе герои нетрадиционной сексуальной ориентации. А также все, что соответствует рейтингу NC-17, согласно крайне сильно устаревшей системе оценок из времен действия данного фильма.

Атмосфера фильма воссоздана подобающе – по дорогам ездят классические “дорожные корабли”, по новостям показывают акции протестов афроамериканцев и разгон демонстрантов полицией, в кинотеатре идут фильмы из тех времен. География локаций “Формы воды” очень скудна и балансирует на грани с камерностью – основная часть событий происходит либо в квартире главной героини, либо в лаборатории. Авторы дают простор для фантазий касательно локаций, ситуации, которые там могут развиваться, но резко обрубают их тривиальным сюжетным ходом, потому что выделено было всего двадцать миллионов долларов.

Что же до музыки, то здесь Александр Депла взял за основу оригинального саундтрека традиционное звучание французской музыки: используется французская гармошка, вокал на французском языке, но, это все остается за кадром, за исключением особенных случаев, когда необходимо при помощи музыкального сопровождения эмоционально подчеркнуть тот или иной момент. Главная тема звучит очень хорошо, но ее одной явно недостаточно, чтобы превзойти себя самого из 2014 года, когда композитор заслуженно получил “Оскар” за работу в фильме “Отель Гранд Будапешт”.

При всех отмеченных недостатках, “Форма воды” смотрится интересно, главным образом, благодаря глухой главной героине, что необычно. Ее взаимодействие с прочими персонажами, коммуникация с помощью жестов, живое лицо – вот что держит перед экраном. На этом довольно редком для кино в целом персонаже и держится чуть ли не разваливающийся художественно двухчасовой фильм.

В итоге, “Форма воды” – это лента, на которую можно смело сходить со своей девушкой или парнем, при условии того, что тот не строит из себя “брутального викинга”, для которого выражение эмоций смерти подобно. Первоначально казавшийся интересным фантастическим фильмом, он на поверку оказался обычной мелодрамой с персонажем, подобным Эйбу Сапиену из вселенной комиксов про Хэллбоя. Как это ни печально констатировать, но “Форма воды” на фоне предыдущих работ Дель Торо, вроде “Лабиринта Фавна”, кажется немного безыдейной и тусклой. Но, на безрыбье и “амфибия” рыба – на данный момент в прокате это единственная мелодрама и в ближайшее время конкурентов у нее не будет.

Автор Куанышбек Жакпаров.
Мнение автора может не совпадать  с мнением редакции.