Рецензия на фильм “Виктория и Абдул”

Сюжет разворачивается в 1887 году. Великобритания правит Индией уже почти тридцать лет, и это пятидесятый год правления Виктории. По этому случаю возникает идея преподнести королеве церемониальную индийскую монету, для чего из Индии привозят двух индийцев, в числе которых, собственно, Абдул. Позже он становится одним из самых близких людей королевы для Виктории, её другом, и открывает ей мир, совершенно не похожий на английскую действительность.
 
Первый фильм, который приходит на ум при просмотре данной картины, это фильм “Неприкасаемые”, более известный как “1+1”. Персонажи представляют разные слои общества, становятся очень близкими друзьями, проводят много времени вместе - и всё это приправлено довольно большой порцией юмора. Однако, несмотря на это, “Виктория и Абдул” не превращается в комедию, а органично вплетает элементы комедии в ситуации и диалоги. Драма, разумеется, присутствует, но полностью тон фильма сменяется на драматический лишь к самому концу.


Довольно необычная картина – индиец в традиционном одеянии в шотландскую клетку

История, рассказанная на экране, показывает трудности жизни монаршей особы. В фильмографии Стивена Фрирза уже имеется картина 2006 года под названием “Королева”, где показывались будни Елизаветы II в исполнении Хелен Миррен и раскрывался её образ сильной женщины, которая и в горящий дворец войдёт и амортизаторы в личном Land Rover сама поменяет. В ленте “Виктория и Абдул” Фрирз показывает, насколько тяжелое это бремя -  править империей в том возрасте, когда смерть подкрадывается все ближе, а родной души нет рядом – вокруг лишь жадные до власти стервятники, плетущие интриги. Помимо этого, поднимается тема дискриминации со стороны консервативных аристократов, для которых многие устои индийцев кажутся дикостью, а сами они туземцами.

Что касается актёрской игры, то она здесь очень хороша. Недаром ведь в образах придворных дам, сэров и министров предстали одни из самых знаменитых актёров Великобритании и США – Майкл Гэмбон, Саймон Кэллоу, Тим Пиготт-Смит, Оливия Уильямс и другие. А саму королеву Викторию сыграла Джуди Денч, которая уже во второй раз играет этот персонаж. Образы показаны очень колоритно, между героями чувствуется химия, но есть некоторые искажения в личности Абдула. Хотя, о неточностях зрителя предупреждают ещё в самом начале фильма: “основано на реальных событиях...по большей части”.

Снят фильм без изысков. Операторская работа удовлетворительна, не блещет какими-либо изощрёнными приёмами, ракурсами, но смотреть приятно ввиду плавности монтажа и статичности камеры без резких движений.


Королева получилась очень похожей, тогда как Али Фазал выглядит слишком молодо. Но, восприятию фильма это не мешает, если этого не знать.

Различие между хмурой и дождливой Англией и солнечной Индией показывается цветом– предсказуемо эпизоды в Англии и Шотландии показаны в серых тонах, а редкие индийские сцены в начале и в конце выглядят ярко и по-летнему.

Другим немаловажным плюсом является очень красивое художественное оформление – дворцы и поместья обставлены очень богато, как и подобает имуществу во владении королевской семьи, а также костюмы, выполненные по образцу тех времён. В зданиях висят картины, окружение очень живописное, а на массовку не поскупились, что видно в сценах в порту и густонаселённой Агре.
 
К недостаткам можно причислить крайне вторичное музыкальное оформление за авторством Томаса Ньюмана, которое будто кочует из одного фильма, спонсируемого BBC, к другой подобной работе на эту же тему. Оригинально звучат лишь заглавная тема и композиция в конце. Кроме того, зрителя может смутить некоторая наивность персонажей и провисание действия в самом конце из-за нужды показать годы болезни королевы и её смерти, на которой и завершается почти двухчасовой фильм.
 
В целом, “Виктория и Абдул” оставляют после себя положительные эмоции, так как фильм подаётся легко, в нём немало юмора, который не помешало бы одолжить паре комедий, и выглядит он очень красиво: декорации и костюмы выполнены на высшем уровне. История, в нём рассказанная, ощущается очень живой благодаря актёрам, которым удалось достойно исполнить свои роли. Однако, судьба картины весьма туманна, особенно на территории СНГ, так как тема жизни британских и прочих европейских монархов интересна больше в Европе или США, но никак не здесь. Тем не менее, фильм отлично подойдёт в том случае, если требуется хорошая драма – конкурентов у неё на данный момент мало, и в дальнейшем их число не увеличится.

Благодарим компанию “Sulpak Cinema” и кинотеатр Lumiere Cinema за приглашение на предпоказ
Автор: Куанышбек Жакпаров