“Класс коррекции” - невесомость любви, тяжесть мира и идущая девочка

1_4372dd79.jpg

Гром поезда проноситься над головой. Раскаты железного треска разлетаются по кинотеатру, уволакивая зрителей в надвигающуюся черноту против их воли. Ладони намокают. Лена (Мария Поезжаева) лежит на шпалах и ждет неминуемого приближения черной махины. Эта махина - поезд. Она же - страшная, пугающая, неумолимая жизнь.

 6_17d4e1a2.jpg

Фильм Ивана И. Твердовского рассказывает историю Лены, девочки-инвалида, которая приходит в школу после долгих лет домашнего обучения. В новом классе она лицом к лицу сталкивается со всем разнообразием мира: с радостью дружбы, с несправедливостью системы, с хитростью - как способом выжить, с нескрываемой первобытной ненавистью, и, конечно, как полагается, Лена встречает свою первую любовь.

 

На первый взгляд, фильм Твердовского может показаться социальным проектом, со своим месседжом, гражданской позицией, целью. Класс, в который попадает главная героиня - коррекционный. Туда взрослые8_aad6bf4e.jpgотправляют детей с “отклонениями”. Причем, как видно, зачастую без всяких на эти самые отклонения намеков. Они учатся по специальной программе, их будущее - “делать коробочки или выключатели”. Единственный путь в нормальную жизнь - комиссия, которая, как наглядно показано в финале, принимает далеко не самые объективные решения.

 

Однако, замах на социальное кино, к счастью для зрителей, очень тонко обходится режиссёром, плавно отъезжает на второй план, растворяется в куда как большем проекте. Благородя таланту Твердовского и замечательной команде молодых актеров (Мария Поезжаева, Филипп Авдеев, Никита Кукушкин) на экране разворачивается настолько пронзительная драма, что у зрителя выключается способность анализировать. Все то, что происходит в этом фильме, нельзя обдумать. Нельзя просто посмотреть это кино, покачать головой, посетовать на враждебность и жестокость этого мира по отношению к детям, а потом благополучно пойти дожевывать свой поп-корн. Нет. Когда актеры поражают правдоподобностью своей игры, когда диалоги цепляют своей хрупкостью и угловатостью, когда оператор выхватывает самые яркие моменты, а режиссер каким-то невероятным внутренним чутьем руководит этим переливом эмоций от актера к актеру, от экрана к зрителям и обратно - это захватывает дух. И тогда уже смотришь фильм не как хорошо сделанную социальную рекламу против классов коррекции в системе образования, а как искусство. А это дорогого стоит.

 Получается, вместо красивой соцрекламы зритель получает саму жизнь, в ее чистом, неприкрытом виде. Причем Твердовский, показывая зрителям эту самую жизнь с ее унылой железной дорогой, обгорелыми досками, обшарпанными подъездами, недоделанными пандусами, грязными школьными туалетами, обходится абсолютно без единого мата в диалогах. Даже в самых эмоциональных моментах актеры добросовестно избегают простого и эффектного ****. Конформистское отношение к идиотской статье 5-1 о прокатном удостоверении? Если даже и так, то Твердовский наглядно демонстрирует, как легко и изящно настоящее искусство может перешагнуть через глупые инициативы законодателей.

 Получается, “Класс коррекции” - не социальный проект, не протест против власти. Так что же получает зритель за свои деньги? Однозначно, очень многое. Может быть больше, чем можно требовать от одной картины: хрупкую красоту зарождающейся любви, когда робкий поцелуй заставляет зрителя затаить дыхание; разрывающее сердце негодование, когда грубость взрослого мира всем весом падает на плечи юности; бессильный гнев, когда неистовая жестокость обрушивается на зрителей разбитым инвалидным креслом; а еще зритель получает счастье - нескрываемое, детское, яркое счастье, которым с ним делится главная героиня, упрямо выхватывая его из когтей своей непростой жизни (чего только стоит сцена поездки в продуктовой тележке-лодке!).

 А конец, конец фильма заставляет зрителя поверить, не в чудо, как это могло бы быть в другом жанре, в другой истории. Он заставляет поверить в стойкость одной маленькой девочки, которая вопреки всему вырывается из объятий трясущегося, грохочущего, страшного мира-поезда… и идет. Идет сама, без поддержки того, кто мог бы быть рядом, но не был. За весь фильм Лена встала с коляски и пошла два раза. В первый раз, благодаря прозрачной, невесомой, ускользающей сквозь пальцы любви. Во второй, вопреки всему обрушившемуся на нее миру. И оба раза, шаг за шагом, Лена ведет зрителя туда, где исчезает сегодня и остается только завтра. А одна она туда дойдет или нет - не так уж и важно.

Автор текста Николай Шевченко

ЧтОктябрь 2014

Рассказать друзьям:

Адрес:

Добавить отзыв


Защита от автоматических сообщений

Рецензии

  • Праздничный
    Праздничный офисный апокалипсис

    5 декабря в кинотеатре Bekmambetov Cinema прошёл предпоказ комедийного фильма, приуроченного к Новому году, “Новогодний корпоратив”. В ролях: Джейсон Бэйтман, Дженнифер Энистон, Оливия Манн, Кейт МакКиннон и ТиДжей Миллер. Как не трудно догадаться по названию, лента повествует о новогоднем корпоративе. Технический директор Джош и его друг, а по совместительству и босс, Клэй, готовятся к масштабному празднику в офисе, как в старые добрые времена, когда компанией Zenotek Data Storage Systems управлял отец Клэя. Однако, ещё до н...

    Ещё...
  • Мистер
    Мистер и миссис Ватан

    Осторожно! Впереди угроза спойлеров, о которой я постоянно забываю предупреждать. Впрочем, как и всегда. 28 ноября в кинотеатре Kinopark Esentai прошёл предпоказ фильма “Союзники” режиссёра Роберта Земекиса, снявшего такие фильмы как “Изгой”, “Форрест Гамп” и трилогию “Назад в будущее”. В главных ролях: Брэд Питт и Марион Котийяр. Сюжет драмы рассказывает нам историю Макса Ватана и Марианны Бассижур. Макс, агент УСО канадского происхождения, приземляется в мароканской пустыне, где его...

    Ещё...

Книги

  • Презентация
    Презентация альбома-книги «Ә. Қастеев. Ою-өрнектер»

    17 февраля 2016 г. в 15.00 в Дом-музее А. Кастеева (филиале Государственного музея искусств им. А. Кастеева) состоится презентация альбома-книги «Ә. Қастеев. Ою-өрнектер» (А. Кастеев. Орнаменты) изданной в конце 2015 года в издательстве «Атамұра» при поддержке ТОО «Корпорация «Атамұра». С далекого детства художник не оставил привычку рисовать орнаменты в блокноте или на разных бумагах и разрабатывать их новые виды. Он продолжал писать их в часы досуга, на собраниях, в пути, и это увлечение вдохновляло его своим творческим вызовом. Известно, что создавая пейзажи, жанровые и портретные работ...

    Ещё...
  • 15
    15 увлекательных книг, от которых не оторвать ребенка

    Книги — это удивительный мир, который способен заставить ребенка прятаться от родителей под одеялом и с жадностью переворачивать страницу за страницей. Хорошая книга для детей — это взрослая мудрость, рассказанная простыми словами и приправленная захватывающим сюжетом.

    Ещё...

Музеи и выставки

  • Выставка
    Выставка «Международное образование»

    Приглашаем на выставку «Международное образование». Образование за рубежом - это перспективно и увлекательно! Узнайте о том, как поступить в иностранный университет, на выставке «Международное образование», где вас ждет: - общение с представителями вузов мира в формате «вопрос-ответ»; - подготовка к поступлению: программы и курсы; - информация о секретах сдачи TOEFL, IELTS, GMAT, • Более 100 университетов, более 500 программ магистратуры и бакалавриата, МВА и PhD, ведущих вузов Европы, Азии, США, России и Казахстана. ...

    Ещё...
  • Школы-пансионы
    Школы-пансионы и колледжи Великобритании, США и Канады

    Приглашаем на образовательную выставку "Школы-пансионы и колледжи Великобритании, США и Канады" 6 февраля в Астане и 7 февраля в Алматы! Почему вам стоит посетить нашу выставку? • Февраль – самое время сделать выбор дальнейшего обучения для вашего ребенка на 2016-2017 год; • Обучение в частной школе за рубежом – это удивительные школьные годы сейчас и потрясающие перспективы для вашего ребенка в будущем; • Международные партнеры "M&K" и представители лучших частных школ Великобритании, США и Канады лично проведут встречи с вами и будущими учениками; • Вы сможете из первых рук получить информацию...

    Ещё...

Музыка

  • Концерт
    Концерт танцевального ансамбля

    К 25-летию Независимости Республики Казахстан 18 ноября в концертном зале Национального патриотического центра ВС Республики Казахстан состоится праздничный концерт танцевального ансамбля Президентского оркестра Службы государственной охраны Республики Казахстан. Танцевальный ансамбль Президентского оркестра СГО РК – один из творческих коллективов Президентского оркестра, который обеспечивает музыкальное сопровождение протокольных и государственных мероприятий с участием Главы государства. Вместе с тем, задачей танцевального ...

    Ещё...
  • Ночные
    Ночные снайперы в Астане

    ДИАНА АРБЕНИНА | НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ Выживут только влюбленные Очередным творческим рубежом в более чем двадцатилетней истории группы стал новый альбом «Выживут только влюблённые», премьера которого состоялась 5 февраля совместно с Sony Music. В альбом вошли 13 треков. Обложка пластинки отличается от предыдущих. Всех без исключения,...

    Ещё...

Театр/танец

  • Премьера!
    Премьера! «Әміре»

    6 декабря Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева проведёт премьеру драмы «Әміре». Названное произведение поставлено по мотивам произведения драматурга Р.Отарбаева «Амре». Режиссер спектакля Заслуженный деятель РК Нурлан Джуманиязов. Амре - Первый казах голосивший на весь мир на ЭКСПО 1925 года в Париже. И сегодня, почти век спустя, история будет рассказана на сцене «Қаллеки». Этот спектакль отражает вс...

    Ещё...
  • Леди
    Леди

    Одно из достоинств антрепризных проектов — возможность увидеть вместе сразу нескольких звезд кино и сцены. Особым подарком для публики спектакля «Леди» будет встреча с Анастасией Волочковой, которая продолжает развивать свою карьеру драматической актрисы. Комедия положений — один из старейших театральных жанров, существовать в котором не просто. Он требует от актера достойного чувства юмора и умения «держать планку», не скатиться в пошлость. Если это удается, получается настоящий праздник для зрителя.

    Ещё...