Художественная констатация факта

Автор: Жакпаров Куанышбек

На МКФ «Евразия», прошедшем в период с 24 по 30 сентября, была показана картина Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас». Фильм является аллегоричным полотном, бросающим свет на казахстанские системы здравоохранения, политические институты и общество в целом, демонстрируя перечисленное в стиле гипертрофированного абсурда. Лента уже получила «Золотую лозу» фестиваля «Киношок», приз NETPAC (Сеть по продвижению азиатского кино) за «Лучший азиатский фильм» на фестивале в Роттердаме.

Картина, созданная согласно манифесту «партизанского кино», упомянутого режиссёром на Q&A (Question and Answer), рассказывает историю нового акима аула Каратас, прибывшего на место своего назначения. Кругом творится нечто невообразимое – грязь, заброшенные дома, почти ни единого намёка на цивилизацию – немного напоминает кадры документального фильма о Боснийской войне, только без взрывов, стрельбы, реактивных самолётов и трупов. Приезжает новоиспечённый аким вместе со своей женой, которая является племянницей главврача деревушки. Он посещает место своей будущей работы, где секретарь акима кормит «завтраками» «народ» (свиней в грязи). Потом, оказывается, что весь аул охвачен некой болезнью, которая обращает жителей в больных, постоянно танцующих индейцев – как вы понимаете, очередная аллегория. Акиму всё это, разумеется, не нравится и поэтому созывает совет, но чуть позже становится ясно – все знают об этом, однако никто даже не заботится о решении проблемы, ведь всем и так хорошо, а иллюзия лечения населения умело держится, ведь 92 процента всего бюджета деревни (200 тенге, по всей видимости) уходит на вакцины – и снова аллегория, но на этот раз на власть. Чем больше аулоправитель вникает в суть проблемы, тем более безумная предстаёт его взору – в больницах люди лежат и ждут пока отправятся в мир иной, а кто-то копает землю и говорит, что они строят «выставочный центр», его самого закапывают, откапывают, прибивают к столу и, в конечном счёте, сжигают. Собственно, вот так и кончается жизнь акима, упрямо, несмотря ни на что шедшего против системы, которая называла «чуму» гриппом – сам персонаж, по словам режиссёра – фантастический, которого не существует.

Местный акимат, где в приёмной кормятся «свиньи» (сами догадайтесь кто подразумевается) – очень очевидная аллегория

Если с литературной частью, то есть с сюжетом всё предельно ясно, то с технической стороны дело обстоит куда проще – картинка не трясётся, да и освещение есть – и на том спасибо. Бюджет ведь всего 6000 долларов, выделленных из фонда «Soros».

Дело в другом – большая часть сцен очень затянута и их без потерь можно было порезать, да и кроме того, исполнитель главной роли просто проговаривает текст. Даже режиссёр, оправдывающий это тем, что фильм абсолютно не натуралистичный, а значит и актёр не обязан играть натурально, то есть хорошо, его не спасает. Кроме того, именно из-за затянутости и монотонной манеры игры фильм становится смотреть тяжелее в разы – действие очень тягучее. Спасибо, хоть остальные действующие лица сыграны аутентично, иначе отсмотреть этот фильм от начала до конца и не заснуть было бы ещё тем испытанием, которое обычно ставят условием спора. Раскрывать аллегории, метафоры, снимать слои сюрреализма, под которым и кроется вся суть, складывать весь фильм в одну мозайку - увлекательно, безусловно, но подача очень груба.