«Белого кролика, красного кролика» и артисту можно сыграть только один раз: суть задумки драматурга в том, что перформер видит текст пьесы в первый раз прямо на сцене и начинает следовать указаниям автора, не зная, куда они приведут.

Автор пьесы – иранец Нассим Солейманпур. Немного информации о нем есть в сети, часть своей биографии он рассказывает прямо в тексте «Кролика». Он родился в 1981 году в Тегеране и ни разу не выезжал из страны, потому что у него нет загранпаспорта. Паспорт иранец может получить, только отслужив в армии, а в армию драматург не пошел. Но чтобы иметь возможность путешествовать по миру, он написал «Белого кролика, красного кролика» - текст, который за последние восемь лет объехал несколько десятков стран. На каждом показе в зале остается пустое место с табличкой с именем автора – так он имеет возможность «присутствовать» на спектакле. Кроме того, зрители получают электронный адрес драматурга, на который ему можно написать впечатления о показе или просто слова поддержки.

В Казахстане, в Алматы, в «Трансформе» спектакль «Белый кролик, красный кролик» запланирован четырежды. Два показа уже состоялись, два еще впереди. Квест драматурга прошли Азиз Бейшеналиев и Галина Пьянова в апреле, в мае с ним предстоит справиться Чингизу Капину и Айсулу Азимбаевой.

О чем Солейманпур говорит в своей пьесе? Пожалуй, в большей степени о себе.
Вызывает на диалог артиста и публику, тестирует и одного, и других на широту границ подчинения (это практически цитата). Многое в спектакле в итоге зависит, разумеется, от личности исполнителя, его жизненной позиции и навыков работы на сцене. Причем, импровизация, кажется, самое несложное, что предстоит продемонстрировать стоящему перед зрителем. Здесь нет никакой специальной атрибутики, никаких костылей в виде костюмов и декораций. Драматург оставляет за артистом право – играть или не играть. По большому счету, с каким выражением будет прочитан текст, не имеет особого значения, вопрос больше в сочувствии, созвучности, погружении в реальность Солейманпура.

В спектакле «Белый кролик, красный кролик» отсутствует сюжет (впрочем, это совсем не означает, что отсутствует и драматургия), в высказанных автором мыслях вряд ли кто-то найдет для себя откровение – истины просты местами до пошлости. Но включает «Кролик» в себя бесповоротно, особенно когда этот опыт переживается впервые. Что угодно может пойти не так: приходится держать тонус и ловить себя на деструктивных мыслях (можно в любой момент встать с места и сделать что-то, что может испортить, или улучшить, или просто поменять).

«Белый кролик, красный кролик» - любопытный театральный эксперимент. Спрос на спектакль по всему миру и звездные имена исполнителей, в нем участвовавших, говорят сами за себя. И главный секрет, наверное, обозначить можно только одним словом – сопричастность. Прыгайте за Нассимом в кроличью нору.

Текст: Ольга Малышева