19 января «Трансформа» еще раз доказала, что ее сцена – для острых, социально важных идей: доказала премьерой пластического спектакля «Қыз қуу». Это история, рассказанная актерами языком тела, но без слов. Такой вид театрального жанра сейчас очень популярен на западе, но для казахстанского зрителя остается пока еще достаточно необычным. По накалу спектакль отсылает к латиноамериканской мелодраме, однако, в основе сюжета лежит реальная история казахской девушки. Благодаря сговору ее лучшей подруги с одним парнем, девушку крадут замуж.

 

 

По оценке организации по защите прав женщин, ежегодно в Казахстане совершаются до 5 тысяч похищений невест — это около 13 случаев в день. На примере этого спектакля продюсеры Марина Константинова и Айгуль Султанбекова решили напомнить обществу: несмотря на то, что мы живем в век новых технологий, позорная традиция до сих пор имеет место быть.

Название спектакля изначально может озадачить зрителя, так как «Қыз қуу» – это народная игра, где парень должен верхом догнать девушку на лошади. Если догонит, то девушка может разрешить ее поцеловать или дать согласие на замужество. Если игра заканчивается поражением для молодого человека, то его высмеивают окружающие. И, хотя, в спектакле речь идет о традиции «қыз алып қашу» - похищении девушки, продюсеры все-таки остановились на названии игры. Ведь воровство невест -  своего рода часть общественной игры.  

Спектакль начинается с хаотичных движений актеров, напоминающих шаманский обряд, где они называют свои имена: это все, что скажут герои, помимо еще одного слова в финале – одного из самых важных слов в истории человечества, во славу которого и поставлен «Қыз қуу». Архаичные ритуальные танцы перетекают в казахский народный «Камажай», а после – в современный Vogue. Поначалу в движениях трудно уловить смысл, для понимания языка тела нужно некоторое время, чтобы «считать код». Однако, позже картина становится ясной, главное – сконцентрироваться и не упустить важные моменты. Тем более, что роль украденной невесты по очереди играют разные актрисы, запутывая зрителя.

 

 

Постановка насыщена пластическими эффектами. Интересно наблюдать сцены рутины городского жителя, переданные жестами и движениями. Подъем, выход из дома, дорога на работу в автобусе, бесконечный хаос и дела. Актеры, словно роботы с каменными лицами, проживают один день за другим, изображая наше сегодняшнее общество. Также передана и среда типичного казахского аула: белый платок новоиспеченной келiн, стирка вещей в тазу, развешивание белья на улице. За отсутствием текста большую роль буквально играет мимика. Безмятежные выражения лиц героев резко сменяются презрением, гневом, радостью или спокойствием. Невеста может горько рыдать, а затем, вытерев слезы, начать играть совершенно другую роль.

 

 

Героиню насильно принудили к замужеству, и в зале витает напряженное ожидание первой брачной ночи, фактически, изнасилования. Но танцовщики деликатно изображают постельную сцену, и только трагическое выражение лица актрисы дает почувствовать всю боль происходящего. Обжигает и другой ключевой момент постановки, когда невеста пытается уйти из дома, для чего нужно переступить через пожилых родителей своего нелюбимого супруга. Интересна находка с обозначением хронологии повествования, когда в середине истории невеста меняет белый платок на фиолетовый – это означает, что сноха прожила в доме больше года.

 

 

К удачным режиссерским решениям и к динамичной игре актеров можно добавить еще один огромный плюс –музыкальное сопровождение. Каверы группы этнических ударных инструментов «BugaraBu» идеально встроены в историю и усиливают впечатление от спектакля. Аутентичности добавляют народные песни на казахском языке, а кульминационные моменты подчеркивает перепевка легендарной перуанки Имы Сумак.

Спектакль «Қыз қуу» получился цельным и гармоничным. Освещение, музыка, актерская игра находятся в полном равновесии и заставляют уйти в происходящее на сцене с головой. На премьере можно было видеть сразу несколько поколений: студенты и даже старшеклассники, люди средних лет и пожилые театралы с восторгом приняли необычную постановку, фактически бросающую вызов классическим канонам театра.

 

 

У трагической истории остается открытым финал. Героиня обретает свободу, вот только что это за свобода – зрителю предстоит решить самому. И в следующий раз сделать это алматинцы смогут 25 января в пространстве «Трансформа».

 

Текст: Малика Сарина