Кино

Главным кинособытием года стало, несомненно, вручение приза за лучшую женскую роль 71-го Каннского кинофестиваля уроженке Казахстана Самал Еслямовой, сыгравшей мигрантку в фильме «Айка» режиссера Сергея Дворцевого. Генеральный продюсер фильма – казахстанка Гульнар Сарсенова, так что, Республика однозначно восприняла победу «Айки» как свою.

Еще один триумфатор года – картина Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира", отмеченная призами на различных мировых фестивалях.

Но в целом кинопроизводство Казахстана не сходило с наезженной колеи, выдавая практически каждую неделю традиционные комедии. И народ их традиционно принимал: например, фильм «Гудбай, мой бай» собрал в казахстанском прокате больше, чем «Фантастические твари».

2018 можно назвать «годом кинофестивалей»: к традиционным «Евразии» и «Звездам Шакена», а также многочисленным кинофорумам поменьше прибавился международный Almaty Film Festival, гостями которого стали такие звезды, как Настасья Кински, Ким Ки Дук, Роберт Минкофф и многие другие.
 

Звезды шоу бизнеса

Нельзя сказать, что 2018 открыл миру новых звезд эстрады – скорее, позволил уже взошедшим засиять ярче. Исключением стала, разве что, певица Наzима: девушка произвела фурор на шоу «Песни» телеканала ТНТ, дошла до финала и получила больше, чем просто победу - стала своей в Black star.

Продолжил покорять мировую сцену наш Димаш Кудайбергенов. 19 ноября казахстанский певец дал свой первый сольный концерт в Лондоне: таким образом, началась экспансия уникального вокального таланта из Казахстана не только на Восток, но и на Запад.

В 2018 году Казахстан впервые принял участие в конкурсе Junior Eurovision. Алматинка Данэлия Тулешова выиграла национальный отбор и 26 ноября заняла шестое место на детском Евровидении, которое прошло в Минске. АФИША.kz подготовила эксклюзивное интервью с Данэлией и фоторепортаж с отборочного тура Junior Eurovision в Алматы. 

Алматинец Jah Khalib, чей отец — азербайджанец, а мать — казашка, в 2018 году проехал с гастролями по 4-м городам Казахстана: когда-то он уехал из Алматы никому не известным музыкантом, а вернулся с концертами уже суперзвездой, которую слушает не только Казахстан, но и вся Россия.
 

Концерты

Весь 2018 год в Казахстане был посвящен юбилею Астаны. Столица широко отпраздновала свое 20-летие чередой громких концертов, которые затмили даже многие стадионные сольники. День 1 июля впервые был объявлен Днем домбры, в честь чего состоялись масштабные выступления, некоторые даже с ходу попали в Книгу рекордов Гиннесса. Зажил своей новой жизнью центр «Наследие EXPO», приняв на своих площадках десятки различных событий.

В Алматы, в целом, заезжие артисты уважили поклонников практически всех направлений музыки: рок-титаны «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Пикник», «Бригада С и Гарик Сукачев», группировка «Ленинград», легенда попсы «Руки вверх», Баста и Скриптонит и многие другие исполнители не раз собрали аншлаги – в частности, стадион Almaty arena, вмещающий 12 тысяч зрителей.

Успешными концертами отметил свой юбилей творческой деятельности Парвиз Назаров и группа «Уркер». Но настоящим событием стала программа «Энергия музыки» от любимейшей группы всего Казахстана «А-Судио»: свое тридцатилетие жизни на сцене Борис Серкебаев и его музыканты встретили на той же площадке, где когда-то сыграли свой первый концерт. Три дня подряд выступления группы собирали аншлаги во Дворце Республики.

Поклонники клубной культуры традиционно собирались на Vzletk’e, мероприятиях Zvuk’a, фестивалях «Юность» и Rytm, которые в этом году почтили многие гуру электронной музыки. Но самым эпическим стал приезд электронной мировой звезды Стива Айоки на Медео: знаменитый диджей собрал на катке не меньше 10 тысяч фанатов.

В Астане летом выступила сама Анастейша, в Алматы приезжали Kadebostany, но настоящая звезда экстра-класса заглянула в Алматы лишь одна – Тиль Линдеманн из группы Rammstein. Тиль приехал в Казахстан как писатель, а не как рокер: был без Рамштайна, пел в клубе, а не на стадионе, подписывал свою книжку. Но кидал сырую рыбу в зал, лил водку в глотки зрителей и вел себя, как и положено живой легенде: ажиотаж вокруг его персоны был соответствующий.
 

АРТ

Художественный 2018 стартовал с выставки волшебных фантазий российского живописца и Петра Фролова. Февраль отметился интересной экспозицией работы китаянки Чжан Биюнь. Порадовали юбилейные выставки наших современников и казахстанских мастеров прошлого - Салихитдина Айтбаева, Вячеслава Люй-Ко, Алексея Уткина.

Но, пожалуй, самой престижной стала летняя выставка «Экзотический мир Ханта Слонема» - всемирно известного американского художника, чьи работы входят в частные коллекции многих голливудских знаменитостей.

В августе-сентябре 2018 года состоялся 9-ый сезон традиционного арт-фестиваля ARTBATFEST с темой «Водный поток». AФИША.kz стала генеральным информационным партнером мероприятия, в результате чего появился подробный фоторепортаж "Полный гид по объектам ARTBAT FEST 2018 года" и обзор "Все сезоны ARTBAT FEST: 9 лет в Алматы". Художники всего мира представили в Алматы свои проекты на реке Есентай, а галерея в Villa dei fiori разместила выставку индийских художников «Торфяная вода», которая показала шокирующее качество питьевой воды в Мумбаи. В рамках фестиваля алматинцы смогли увидеть работы одиозного российского художника Дмитрия Шорина.

В Национальном музее Астаны прошла выставка «50 шедевров ХХ века из собрания Третьяковской галереи». Впервые в столице Казахстана представлены уникальные живописные полотна русского авангарда из собрания самого знаменитого и старейшего российского музея - Государственной Третьяковской галереи, а также хрестоматийные картины «Опять двойка» Федора Решетникова, «Утро» Татьяны Яблонской и многие другие шедевры.

2018 также был ознаменован открытием первого центра современного искусства в Алматы «Целинный». Кинотеатр «Арман», давно признанный памятником архитектуры, пережил реконструкцию, вернув свой первоначальный вид и барельеф Константинова 1958 года – образец монументального искусства, замурованный в стене на протяжении 20-ти последних лет.

Не только здания и улицы пережили серьезную реконструкцию, но и подземные переходы, а некоторые стали также самодостаточными арт-объектами. Журналист редакции АФИША.kz прошел по всем отрестварированным подземным переходам Алматы и подготовил подробный обзор "Как подземные переходы стали АРТ объектами".

В 2018 состоялось и несколько необычных городских мероприятий, например, арт-пикник «Соседи», Mural fest или Park Fest. Стрит-арт художники из группы Repas и диджеи и классические музыканты представили несколько интересных проектов на грани смешения жанров, необычный формат представила алматинцам выставка дополненной реальности Foya.

В канун нового 2019 года в Алматы открылась большая Almaty Gallery, сразу громко заявившая о себе как о новом центре арта южной столицы.

Самым скандальным арт-событием года, так или иначе, стала Белка на Атакенте. Огромное соломенное животное вызвало бурю негодования, поток мемов – но ничего, привыкли.
 

Театр

 

В 2018 в соцсетях появился пост, где пользователи прощались  с  театральным артистом Юрием Померанцевым, но это была "утка": в феврале русский драматический театр имени Лермонтова представил премьеру "Одажды в Глостере" с живой легендой в главной роли. Также в афише театра остаются "Визиты к мистеру Грину" - таким образом, нынешнее поколение получило удвительную возможность не просто видеть мэтра на сцене  в давних постановках, но и посетить премьеру с артистом, который отметил свое 95-тилетие.

В 2018-м алматинский театр активно экспериментировал, чему во многом способствовал фестиваль «Откровение», подаривший алматинцам встречу в новыми формами театра из казахстанской провинции и мировых столиц. Печально, но осенью организатор «Откровения» Ольга Султанова объявила о закрытии фестиваля. Экспериментов было много - мультимедийная «Лисистрата» Виктора Немченко в «Трансформе» и другие проекты других авторов на этой же площадке: читки, пластические и моноспектакли.

В целом, 2018 год прошел под знаком Шекспира: «Много шума из ничего» в Лермонтова, смелый проект от LAB 316 с не совсем шекспировским, но все же, его Розенкранцем-женщиной; «Гамлет» ARTиШОКа, претендующий на звание «Спектакль года»; и под занавес 2018-го – премьера опять же «Гамлета» в «Жас Сахне». Кроме «Гамлета» и постановок в жанре документального театра, ARTиШОК отметился еще одной премьерой – великолепным “Дон Кихотом». Большую премьеру выдала молодая труппа театра Лермонтова: вслед за театром «Жас Сахна» лермонтовцы дали свою версию пьесы о Холокосте «Наш класс. История в 14 уроках». Традиционно собирали аншлаги новые постановки театра Разии Хасановой Interius, например, «В главной роли».

Было много замечательных гастрольных спектаклей. В Алматы приезжал легендарный грузинский театр Стуруа, БДТ имени Товстоногова, ташкентский «Ильхом» и питерский инженерный театр АХЕ.

А еще театральный Алматы прирос новой сценой–здесь открылся Импровизационный театр №1.

В Астане театральную жизнь в 2018 расцветил театральный фестиваль в рамках празднования двадцатилетия столицы многочисленные антрепризы от российских звезд.
 

Классическая сцена

В 2018 году Алматы посетило немало музыкантов с мировым именем и восходящих звезд классической сцены –Михаил Юровский, Михаил Воскресенский, Мурад Аннамамедов, Рубен Козин, французский аккордеонист Гальяно и удивительный, знаменитый на весь мир оркестр китайских народных инструментов.

В декабре Алматы стал мировым центром симфонической музыки благодаря нашему маэстро, мировой звезде Марату Бисенгалиеву. Алматинцы первыми увидели шоу Mr.Adam, созданное на стыке классической музыки и высоких технологий, музыку для которого написал британский композитор Сэр Карл Дженкинс. Исполнил поэму о жизни на земле Алматинский симфонический оркестр, солировал сам мэтр. Генеральным продюсером проекта  выступил Кайрат Кульбаев, а автором сценария и постановщиком - Василий Бархатов. Мнение создателей о проекта можно посмотреть здесь, а подробный фоторепортаж с мировой премьеры события можно увидеть здесь. Впереди шоу ждут гастроли по всему миру, а пока можно сказать, что Марат Бисенгалиев точно смог удивить публику. Афиша.kz стала генеральным информационным партнером этого мероприятия, благодаря чему смогла организвать сой собственный ивент в принципиально новом формате "Backstage c Афишей"

Балетная и оперная сцена тоже жила активной жизнью. В Алматы состоялся второй международный фестиваль Ballet Globe, привлекший немало звезд. Астана «ответила» не менее масштабным Eurasian Dance Festival.

Конец года ознаменовала серия спектаклей «Щелкунчик» с мировыми звездами балета, а лучшие голоса ГАТОБ им. Абая представили премьеру одноактных спектаклей «Сельская честь» и «Паяцы», созданных в сотрудничестве с итальянскими режиссерами, хореографами и сценографами. 
 

Текст: Юлия Новикова