Санжар, вы в профессии уже больше 11 лет и, на мой взгляд, вы очень востребованы. Как вы считаете, насколько процентов вы реализовали свой потенциал?

На процентов 60. У меня много целей и идей, которые я бы хотел воплотить. Может быть, они реализовывались быстрее, если бы не особенности нашего рынка, где тебя все время приглашают сыграть очередного клерка или представителя "золотой молодежи", или какого-то другого персонажа, который никак тебя не развивает как актера. Но  рад, что в этом году я, наконец, начал работать с известным режиссером авторского кино Адильханом Ержановым. Недавно завершились мои съемки в его картине "Бой Атбая", где я играю бойца MMA Рафаэля. Эти съемки вдохновили меня, я как-будто нашел новый для себя путь – это фестивальное кино. У меня такое ощущение, что я только "попробовал вкус крови". Думаю, дальше буду двигаться в этом направлении. 

У меня такое ощущение, что я только "попробовал вкус крови"

 Когда вы соглашаетесь играть в коммерческом кино, главное для вас что? Деньги? Режиссер? 

Нет. У меня критерий отбора такой – если в картине есть хотя бы одна сцена, где можно выложиться по-актерски или я потом смогу ее взять для своего демо-рила, я соглашаюсь. Если же в фильме нет ничего цепляющего, то отказываюсь. 

 Я как-то прочитала, что вы сейчас не ходите на кастинги – мол, ребята, я Санжар Мади, какие к черту кастинги?

Да, так оно и есть, я не хожу на кастинги. Недавно меня очень попросили прийти на кастинг одного сериала, о котором сейчас все говорят, можно я не буду говорить его название? Так вот, я и не собирался туда идти, но поскольку мы снимали в тот день в "Казахфильме", где проходит кастинг, я зашел. И знаете, был очень обескуражен, потому что опять началось – изобразите, пожалуйста, смех, покажите улыбку, как вас зовут и укажите в анкете список ваших работ. Я сказал: "ребята, извините, но я не буду участвовать". И не потому что я зазнался или у меня "звездная болезнь", я просто считаю, что это непрофессионально – приглашать актера и хотя бы не поинтересоваться его бэкграундом. 

 

 

 А у вас никогда не было "звездной болезни"? 

Нет. Знаете, есть 2 понятия, которые часто употребляются, но люди часто вкладывают в них не тот смысл, что в них есть, и эти 2 понятия - "хайп" и "звездная болезнь". Если людям что-то нравится или не нравится, они сразу отмахиваются – "он хайпит" или у него "звездная болезнь", причем даже не разобравшись, почему человек так сказал или сделал. Понимаете, мы живем в эру интернета и  соцсетей, поэтому все, что ты не скажешь в сети, все что ты не прокомментируешь и все, что не зашеришь у себя,  уже становится историей, фактом. А если сказанное вызовет у людей какую-то реакцию, то это, так или иначе, станет хайпом. Это неизбежно, таково время. 

 А вы хайпите? 

Нет, никогда. 

 Но вы довольно часто высказываетесь по остро-социальным темам, это по порыву души?

Я никогда этого не делаю с выгодой. Если что говорю, то потому что - эмоционален. Конечно, может, это моя слабинка, но я считаю, что каждый должен отвечать за свои слова, а не сидеть там на своем диване, говорить, что ему придет в голову, и оставаться безнаказанным. Сколько раз такое было, когда человек писал негатив, типа демонстрируя, что он такой смелый, я выходил в лайф и говорил, если хочешь что сказать или предъявить претензию, приходи, я там-то. 

 Приходили?

Нет. Как правило, в лицо говорить какие-то неприятные вещи люди боятся, они могут это сделать,  только трусливо спрятавшись за экраном. 

 А вообще, вам когда-нибудь в жизни говорили неприятные вещи о ваших работах, например? 

Никогда. Негатива в мой адрес не было. Но знаете, я не слишком стараюсь зацикливаться на зрительском мнении, тем более, что наш зритель своеобразный – у него короткая память, он может любить что-то, что видел накануне, а потом он это забывает и о том, что было месяц назад, уже не вспомнит. 

Когда меня перестанут сравнивать с моделями или видеть во мне какого-то сладкого мальчика, когда поймут, что я не просто человек приятной внешности, а настоящий актер, тогда пойму, что добился, чего хотел. 

 Что для вас было бы лучшим комплиментом?

Если бы меня признали критики. Когда меня перестанут сравнивать с моделями или видеть во мне какого-то сладкого мальчика, когда поймут, что я не просто человек приятной внешности, а настоящий актер, тогда пойму, что добился, чего хотел. 

 Существует такое мнение, что у некоторых актеров работа есть не потому, что они первоклассные актеры, а потому что они очень обаятельные люди и могут найти общий язык с режиссером мгновенно. Вам легко находить контакт с людьми? Умеете обаять режиссеров? 

Не знаю, со стороны, наверное, виднее. Но когда я учился в актерской школе в Лос-Анджелесе, у нас был даже целый класс, посвященный кастингу – это целое искусство! У нас этому не учат, а зря. Это очень полезная вещь, настоящая наука. Когда молодые актеры у меня спрашивают как вести себя на кастинге, я всегда говорю: слушайте! Обычно кастинг-директор или режиссер говорят, какой им нужен человек, но 99 процентов претендентов на роль, пропускают этот простой совет мимо ушей. А ведь если ты умеешь слушать и сможешь стать тем, кто режиссеру требуется на данный момент, у тебя будет работа. Что касается коммуникабельности, то я, как правило, дружен с режиссерами, по мне это нормально - быть другом того, с кем ты работаешь. 

 

 

 А были ли в вашей жизни режиссеры, с которыми тяжело выстроить контакт?

Были. Но что делать – утвердили, приходится мириться и работать. Ведь выяснять личные отношения на площадке и вести себя как скотина только потому, что не складываются отношения с режиссером, непрофессионально. После ты можешь вести себя как угодно – вы можете хоть подраться, но в процессе съемок - никогда. 

 До этого вы говорили о том, что пройти кастинг – это целое искусство, которому на Западе учат, а есть какие-то вещи в нашем и их образовании, которые отличаются кардинально? Где лучше учиться на актера – там или здесь? 

Сложно сказать, ведь я учился и там в New York Film Academy, и здесь (тут учился на режиссера театра и кино), и все это дало какие-то свои плюсы и минусы. Но американская система подготовки актеров мне нравится тем, что у них делают большой акцент на актеров именно кино, в то время как наша школа строится на советской школе актерства, которая была довольно театральной. Все топовые советские киноактеры были из театра. 

 А если говорить о том, как вырасти актером – вот вы в детстве, оказывается, не только языки учили, но еще и занимались рукопашным боем, боксом, баскетболом, танцами, теннисом, плаванием и много чем еще. Что из всего этого реально вам пригодилось в профессии? 

Все пригодилось. Я много чем занимался, но везде у меня уровень чуть выше базового, зато благодаря всему этому у меня сегодня неплохая координация и физическая подготовка. Мне не надо учиться драться на площадке или плавать, или еще что-то, я все это умею. И как показали недавние съемки в Монголии, где мы с Жандосом Айбасовым снялись в качестве казахских мафиози, боевой подготовки хватает. 

 В американском сериале "Марко Поло", который снимал Netflix 4 года назад, вы вообще были каскадером? 

Да, это интересный проект - нас было 20 человек из Казахстана. Изначально мы должны были быть каскадерами, но потом мне дали небольшую роль - солдата, я даже съездил на озвучку в Сингапур, но при финальном монтаже сцену вырезали. 

 В "Амре" про казахского певца Амре Кашубаева, который снимал американский режиссер Джефф Веспа, вы сыграли главную роль, причем, на английском. Зачем была такая необходимость – играть на английском? И сложно ли было? 

Да, сложно, и я не знаю, насколько это было оправдано. Но эта картина изначально снималась на экспорт, в преддверии EXPO, поэтому это было нужно. К тому же, играй я на казахском, мне кажется, мне было бы еще сложнее. К сожалению, мой казахский на бытовом уровне. 

 

 

 Интересно, что "Амре" фильм хоть и совсем не фестивальный, но даже получил какие-то призы на американских фестивалях?

Да, принимают его хорошо. Мы получили главный приз жюри на кинофестивале в Лос-Анджелесе, а еще когда показывали эту картину в Америке на кинофестивале в Вудстоке и на фестивале в Ривер Сайде, была потрясающая реакция зала. Фильм каждый раз заканчивался овациями – люди выходили с мокрыми от слез глазами, говорили комплименты. Надеюсь, такая же реакция будет на фестивале в Манчестере, куда мы повезем картину в марте. 

 У вас там про Бората не спрашивали? 

Нет, зритель там приходил  очень продвинутый - это люди 40 + с высшим образованием, поэтому глупых вопросов они не задавали. Но что удивительно, многие из них не были знакомы с репрессивной политикой Советского Союза в отношении национальных культур, и для них фильм был открытием. Они были очень растроганы. Что касается реакции зала, то наши люди и, например, американцы это кардинально разные аудитории, они реагируют на те вещи, на которые не реагируют здесь, и наоборот. Очень интересно наблюдать это. 

Одно  я знаю точно, когда перестану чувствовать возбуждение от кино, то уйду.  

 Санжар, какой вы видите свою карьеру через 20 лет?

Я ставлю планы и актерские задачи каждый год, но так далеко не загадываю. Может быть я вообще перестану играть в кино? Не знаю. Одно  я знаю точно, когда перестану чувствовать возбуждение от кино, то уйду.  

 Куда? В театр? Известно, что вы пробовались на мюзикл о Батыре в "АРТиШОК"? 

Да, у нас пока переговоры. Я не знаю, как насчет моего участия именно в мюзикле, но думаю, играть я там однажды начну. 

 Вы и петь профессионально хотите – не боитесь потеряться во всем этом?

Нет, это только у нас считается, что ты должен либо играть, либо петь. А в Китае, Корее, Америке или даже России актеры и поют, и играют, и в этом нет проблем. Единственное, что мне нужно продумать, маркетинг – как мое пение отразится на моей актерской карьере? Это меня пока останавливает. 

 Вы же еще в режиссуре себя пробовали – снимали клип для Ильяса Ахмета, который написал саундтрек к фильму "Неделимое" Олжаса Ахметова? 

Да, и кстати, режиссура одна из тех областей, о которых я подумываю. Вы же спрашивали про мою карьеру через 20 лет. Вот этим я и займусь. 

 Казалось , что вы скажете – через 20 лет я буду американским актером и получу "Оскар", как многие наши актеры любят говорить… 

Я это не отрицаю, нельзя ставить себе преграды. Я вообще хочу стать первым казахстанцем, кто получит и "Оскара", и "Золотой Глобус". 

Не бойтесь облажаться, иначе так и будете сидеть на том же месте, что и сейчас

 Вы думаете, это возможно? Не боитесь, что о вас подумают? Скажут, что вы чрезмерно амбициозны?   

Если держать в голове, что о тебе думают, то можно сойти с ума. Я хоть и самокритичный человек и вечно сомневающийся в себе, но в определенный момент я могу плюнуть на всех и буду делать то, что мне нравится. Я не боюсь облажаться и это мой карт-бланш, ведь только тогда, когда ты разрешаешь себе облажаться, ты начинаешь реально работать. Так что не бойтесь облажаться, иначе так и будете сидеть на том же месте, что и сейчас. 

 

 

Интервью: Галия Байжанова