Это ваше первое посещение Казахстана. Какие впечатления от поездки?

Очень приятные. Это действительно теплый прием. Вчера в кинотеатре я увидел большое количество зрителей, которые хотят посмотреть французские фильмы. От этого у меня потеплело на сердце. По ощущениям ваш город - очень умиротворенное место. К моему сожалению, я не говорю на местном языке, но у меня нет чувства, что я на другой планете. Я очень доволен поездкой.

 Вы увидели в Алматы что-нибудь способное вдохновить вас на съемки фильма?

Есть проект на стадии созревания. Действия этого фильма могут начать происходить во Франции, а закончиться в Казахстане.

 Обычно режиссеры стремятся снять историческую драму в Казахстане.

Нет-нет, это будет современная картина, рассказывающая о сегодняшнем дне. Надеюсь, получится найти на нее средства (улыбается).

 Ну, Казахстан всегда рад помочь в этом деле.

O, merci! (смеется).

 Как у вас обстоят дела с казахстанским кинематографом? Знакомы имена режиссеров, фильмы?

Я не достаточно знаком с казахстанским кинематографом, чтобы вести о нем речь, к сожалению. Но я обещаю исправиться. Жоэль Шапрон сделал мне подборку из 7-8 казахстанских фильмов, которые я посмотрю, когда вернусь во Францию. Возможно, при следующем визите я смогу быть в роли эксперта. Шучу, конечно. Но я обязательно познакомлюсь с творчеством ваших режиссеров.

 Говоря с вами, нельзя обойти стороной серию фильмов «Такси».  На канале ABC выходил сериал «Такси: Южный Бруклин», это ваш проект или голливудский? Какое вы принимали участие в его съемках?

Это был телевизионный сериал, написанный американцами, снятый в Нью-Йорке. Я режиссировал две последние серии, но в составе съемочной группы из Америки. Мне не нужно было писать сценарий, поэтому я не считаю, что это было чем-то авторским. Просто меня пригласили сделать несколько серий. На самом деле, это не первый ремейк, который делают в Голливуде. В 2004 году выходил фильм «Нью-йоркское такси», где роль Сами Насери играла актриса Куин Латифа. Я не смотрел эту картину, но слышал, что она получила низкие оценки во Франции и Соединенных Штатах.

 Это был ваш первый опыт работы с американской съемочной командой? 

В Нью-Йорке я работал впервые. Профессиональная команда, мне понравилось. В Голливуде я тоже должен был работать над одной костюмированной драмой, но, к сожалению, проект не сложился.

 

 

 Складывается впечатление, что «Такси» задал тренд на создание фильмов о гонках, машинах и скорости. По крайней мере, видоизменил представление об этом жанре уж точно. Что вы думаете по этому поводу?

Ну, самые непрерывные гонки мы можем наблюдать еще с фильмов Чарли Чаплина.  Просто съемочной команде «Такси» удалось изменить представление зрителей о скорости. Я всегда думал о том, как нам это сделать. Начиная съемки, я и понятия не имел, что буду делать.  Мой предыдущий опыт был связан исключительно с рекламными роликами. Пришлось отсмотреть много американских картин, чтобы понять, как они снимают погони на автомобилях. Передо мной встал следующий вопрос: «Как сделать нечто подобное располагая ограниченными средствами?». Что меня в итоге позабавило, так это то, что после выхода картины «Такси» американцы стали подсматривать, каким образом я это сделал (смеется).

 Реальность такова, что с минимальным бюджетом у вас получилось атмосферное кино, которое многие не сделают, даже располагая большими деньгами. Некоторые вещи нельзя подделать, в том числе зрительскую любовь.

Oui c'est vrai. Merci beaucoup! Это действительно так, и мне очень приятно, что вы так считаете.

Делая снимки, я понимал, что статичными картинками мне не удастся рассказать ту историю, которая у меня голове. Нужна динамика, нужна кинокамера.

 Почему вы решили стать режиссером? Как оказались в этой профессии?

Я получал экономическое образование. Но как только сказал родителям, что хочу заниматься кино, это сильно их напугало. Они решили, что я закончу свою жизнь бездомным. Поэтому главным условием со стороны родителей было, чтобы я получил основное образование, а потом уже занимался тем, чем захочу. Я выполнил их требование, и, получив диплом, поступил в киношколу. Начал увлекаться фотографией, которая в итоге привела меня в кресло режиссера. Делая снимки, я понимал, что статичными картинками мне не удастся рассказать ту историю, которая у меня голове. Нужна динамика, нужна кинокамера. Только киноязык способен оживить любую историю.

 Однако после киношколы вы начали снимать не фильмы, а рекламные ролики.

Oui (смеется). Не сразу. Я снимал рекламные ролики намного позже. После киношколы я работал сценаристом на телевидении. Писал сценарии для некоторых ежедневных телешоу. Это были своеобразные юмористические скетчи. Самое забавное, что авторство этих шуток приписывали популярным ведущим, хотя они и строчки не писали. Но я не жаловался, даже был доволен, потому что имел возможность зарабатывать деньги и пробовать снимать короткометражки. Это был насыщенный период в моей жизни, я и кинооператором подрабатывал, и осветителем. А вот благодаря некоторым короткометражным фильмам, которые получили премии на международных фестивалях, у меня появилась возможность предложить свой собственный сценарий и начать самому снимать полный метр. Этот путь занял шесть лет. 

Court métrage , он же короткий метр, помогает исследовать мир художественного игрового кино, но в миниатюре

 Работа над созданием короткометражной и полнометражной картиной, что легче?

Это два разных опыта. Court métrage , он же короткий метр, помогает исследовать мир художественного игрового кино, но в миниатюре. Проблемы те же самые, что и в съемках полнометражного фильма. А вот в съемках рекламного ролика перед вами стоит задача, каким образом можно сократить ощущение времени. Реклама – это поиск наиболее интересного способа съемки, выставленного кадра. Реклама создается ради определенного продукта, и главная цель тут – заставить его продаваться. С одной стороны это очень интересно, ты иначе смотришь на время, заставляешь его сжиматься и стараешься уместить как можно больше информации в отведенные тебе кадры. Это ювелирная работа, которая учит большой точности.

 

 

До последнего я не воспринимал  новость о моем участии в съемках "Такси" всерьез. Пока мне не перезвонил сам Люк Бессон. Вот так я и оказался в режиссерском кресле.

 Говорят, что ваше знакомство с Люком Бессоном было достаточно забавным. Это правда? Поведайте эту историю в заключение нашего интервью.

Не знаю, насколько она забавная (смеется). Наше знакомство произошло на съемках фильма «Голубая бездна». Накануне я сам закончил работу над одним авторским проектом, и Люк уже слышал обо мне, даже выражал свой восторг в адрес моих работ. Большая часть съемочной группы, с которой  я работал, как раз отправилась снимать «Голубую бездну». Я приехал на площадку, чтобы встретиться с одним из своих друзей, который был занят работой над фильмом. Есть такое прекрасное курортное место под названием Антиб. Это на юго-востоке Франции, в регионе Прованс. Там располагался замечательный аквапарк с бассейном, в котором плавали дельфины. Люк Бессон снимал тот последний план, когда дельфины перевозят на себе главного героя в исполнении Жан-Марка Барра. Но самка дельфина совершенно не хотела выполнять требования режиссера. Всю ночь съемочная команда пыталась уговорить бедное животное выполнить этот трюк. А тут еще я со своим знакомством. Но нужно отдать должное Люку - он выслушал меня, узнал о моих планах снимать кино, и даже обещал поучаствовать в этом. Мы обменялись контактами. К слову, после этого они все-таки отсняли этот план (смеется). Забавный случай получился намного позже. Изначально, не я должен был снимать вторую часть фильма «Такси». Я находился на Корсике на каникулах, когда раздался телефонный звонок. На том конце был ассистент Бессона, который сообщил мне, что в понедельник (а звонок был в четверг) мне необходимо приступить к съемкам нового фильма Люка Бессона. Я подумал, что это шутка какая-то, но из вежливости ответил: «Да, конечно. Если нужна какая-то помощь, то я буду рад подключиться». До последнего я не воспринимал эту новость всерьез. Пока через полчаса мне не перезвонил сам Люк, чтобы окончательно подтвердить участие. Вот так я и оказался в режиссерском кресле.
 

Текст: Кирилл Галеев