Так, в июле этого года началась реконструкция 48-ми из 56-ти подземных переходов южной столицы. Все они были переданы на баланс районных акиматов без возможности аренды. Аким города заявил, что все переходы должны быть безопасными и эстетически приятными. Так закончилась эра пластиковых бутиков с сомнительной по качеству едой и «прогулок» по беспросветному подземелью города. Корреспонденты АФИША.kz отправились посмотреть, как подземные переходы выглядят сейчас. А посмотреть там есть на что: некоторые из них превратились в полноценные арт-объекты.
 

Переход на Аль-Фараби-Мендикулова

Этот переход можно по праву назвать «самым алматинским». Художники умудрились разместить на стенах и грандиозный каток Медеу, и внушительную телевышку Кок-Тобе. Буквально на каждом эскизе присутствует главный символ города - алматинский апорт. В центральной части перехода красуется надпись «Город тысячи красок», продублированная на казахском и английском языках. Красок здесь было использовано и вправду много. Яркими цветами пестрят и углубления, в которых для удобства горожан были установлены скамьи.


 

Переход на Абая-Манаса

Стены некогда ничем не примечательного перехода на Абая-Манаса теперь расписаны в духе интернационализма. На граффити изображены девушки в национальных костюмах с узорами, традиционными для разных народностей. Вот казахский орнамент на длинном бешпете, вот русская вышивка на развевающемся сарафане, а вот китайский дракон на соответствующем одеянии. Такая эклектика подчеркивает многонациональное разнообразие Казахстана. Две минуты ходьбы по серому и мрачному подземелью сейчас превратились в урок этнографии.


 

Переход на Достык-Хаджимукана

Обычная, казалось бы, реконструкция превратилась в… «раскопки». Так, в конце июля в подземном переходе на Достык-Хаджимукана был обнаружен барельеф советских времен с изображением космонавта. Целая история из барельефов на космическую тематику, тянущаяся от начала и до конца перехода, оказалась перекрытой строительными конструкциями еще в 90-х годах. Теперь, после реставрационных работ, барельеф снова напоминает всем проходящим о космических подвигах нашей страны.


 

Переход на Абылай Хана-Гоголя

Некогда пустые стены ничем не примечательного перехода, теперь служат бескрайними степями для свободолюбивых скакунов. На заднем плане виднеются привычные алматинцам горы. С каждой стороны рисунок обрамляют казахские орнаменты. Встречают и провожают прохожего музыкальные произведения, посвященные родному городу.


 

Переход на Абая-Абылай Хана

Оказавшись здесь, попадаешь в настоящий храм мысли Абая Кунанбаева. Вместо страниц книг   здесь стены, впитавшие в себя изречения великого поэта, полные мудрости и назидания. В середине перехода своим внимательным взором прохожих окидывает сам Абай. По сторонам от него расположились конный всадник, выпустивший своего беркута на охоту, и девушка в традиционном одеянии. Способствуют размышлениям и песни главного казахского поэта, доносящиеся из установленных сверху динамиков. К отрицательной стороне реконструкции можно отнести факт отсутствия туалета, который ранее здесь был, но, стоит отметить, проблема всех подземных переходов Алматы.


 

Переход на Абая-Достык

Раньше для того чтобы попасть на хаотичный рынок, захламленный непонятными безделушками и одеждой, пропитанной запахами не первой свежести из соседней забегаловки, ехать на барахолку было необязательно: достаточно просто спуститься в подземный переход на Абая-Достык. Сейчас от былой «славы» ничего не осталось. На стене парит горделивый беркут, внимательно провожают взглядом волки, смирно стоит тазы. Подземный переход неожиданно превратился в новую точку на карте ареала обитания этих свободолюбивых животных. По словам Азамата Искакова, заместителя директора Центра молодых художников, разработавшего некоторые из эскизов, была выбрана концепция "Жеты казына". В нее входят семь основных атрибутов кочевников: верный конь, пёс тазы, беркут, мудрая жена, показатели таких качеств, как мужественность, сила воли и чистый ум. Для удобства горожан в переходе были установлены деревянные скамьи и урны. У спуска в переход со стороны улицы Достык отреставрирован указательный столб советского периода, ранее остававшийся незамеченным. 


 

Переход на Шолохова-Акан-Серы

Встретить ласточек в Алматы сейчас практически невозможно. В отличие от нас, людей, эти хрупкие создания куда более чувствительны к экологическим изменениям крупного мегаполиса. Кто-то их и не видел здесь никогда, а кто-то успел позабыть, как они выглядят. Тем неожиданнее было появление с десяток птиц в подземном переходе на улице Шолохова, хоть и в рисованном виде. Яркие цвета, использованные для покраски перехода, прекрасно разбавляют довольно «серую» атмосферу, граничащую с переходом. Помимо рисунков художников, глаз радует и аккуратность, с которой были выполнены ремонтные работы: ровно выложенная плитка и бордюры, тщательная прокраска, не выходящая за пределы нужной зоны.


 

Переход на Аль-Фараби-Сейфуллина

Никто из проезжающих по одной из самых оживленных улиц города и не догадывается о том, что сейчас под ней происходит. А там продолжил свое существование Великий шелковый путь: верблюды, груженные по обе стороны горба, ремесленники, готовящие новую партию товара к приходу каравана купцов. Полотно, раскинувшееся на длину всего перехода, обрамлено наскальными рисунками, подобными тем, что можно встретить на Тамгалы –Тас. Завершают восточную тематику орнаменты, которыми украшена противоположная стена. В техническом плане было уделено внимание к извечной проблеме затопления по улице Аль-Фараби. Теперь здесь установлены водяные стоки.


 

Общие впечатления

Переходить по подземному переходу сейчас приятно и интересно: глаза обязательно найдут и зацепятся за интересную деталь, остававшуюся раньше без внимания. Желания сэкономить пару минут и перебежать через дорогу не возникает абсолютно. Появилось ощущение безопасности. Все переходы теперь освещены, оборудованы камерами видеонаблюдения, а их потолки обшиты противопожарным материалом. В большинстве переходов даже установлены розетки для возможных музыкантов. Правда, по-прежнему присутствует одно «но». В переходах не установлены туалеты, и даже в тех «подземках», в которых раньше были уборные, сейчас они демонтированы.
 

Текст: Кирилл Каргаполов
Фото: Офелия Жакаева, Кирилл Каргаполов