«Ведь это так метафорично», – твердит главный герой фильма Ки-ву. Молодой юноша – старший сын в семье неудачника и бездельника Ким Ги-тхэка. Вечно сонный и взъерошенный (в таком образе он открывает первую сцену фильма), Ким минимально напрягается в жизни и по возможности старается получать все даром. Дети – отражение родителей, но они хотя бы немного стараются: сын Ки-ву пытается накопить деньги на учебу в университете, младшая дочь Ки-джон проявляет талант в художестве, но из-за того же отсутствия денег не ходит в школу. Мать семейства – Чонг-сук – зеркальная модель поведения отца семейства, но она хотя бы находит случайные заработки: снаряжает семейный подряд на сборку коробок для пиццы. Живет чета Ги-тхэк  в полуподвальном помещении – квартире, где постоянно отсутствует сигнал интернета (самая мощная точка доступа которого располагается возле сортира), а из окна видно бродячих алкашей, норовящих справить нужду во время ужина семейства. В общем, тот еще натюрморт. И, казалось бы, нет конца и края беспросветной безнадеги рабочего класса Южной Кореи, но в дом Ги-тхэк стучится старый друг Ки-ву. За бутылочкой рисовой водки юноша предлагает Ки-ву работу репетитора в доме некого мистера Пака. Учить английскому языку нужно старшую дочь мистера Пака –Да-ху. Ки-ву соглашается подменить старого друга, тем самым запуская механизм такого безобидного (на первый взгляд) паразитирования.

 

 

Ведь это так метафорично, что скромный южнокорейский режиссер так изящно обогнал мастодонтов кинопроизводства на прошедшем Каннском кинофестивале. «Боль и слава» Педро Альмодовара лидировала ровно до тех пор, пока однажды ночью не состоялся показ «Паразитов» Пон Чжун Хо. После ни у членов жюри, ни у кинокритиков не осталось и тени сомнения, кому же достанется Золотая пальмовая ветвь.

И пусть на следующий день свое новое детище привез сам Тарантино, и пусть стоячие овации не стихали на «Однажды в Голливуде» долгих пятнадцать минут, лидер уже был определен. «Паразиты» уже поселились в голове каждого голосующего, и, поверьте, они же надолго поселятся в головах каждого зрителя.  Это один из тех фильмов, про которые обычно говорят: «После такого не получится смотреть на окружающую действительность прежними глазами». Все так. Есть в азиатском кинематографе свой неповторимый колорит: ирония, циничный юмор, социальная драма и гнетущий хоррор. Это настоящий внежанровый коктейль.

 

 

Ведь это так метафорично - сравнивать между собой предыдущие работы Пон Чжун Хо и понимать, что нота протеста в адрес социального неравенства пронизывает каждый фильм автора. Казахстанский зритель, не интересующийся кинематографом, наверняка не видел предыдущие работы режиссера, а ведь их в багаже  уже восемь (включая «Паразитов»). Почти как у главного синефила планеты Квентина Тарантино. Он, между прочим, одним из первых раскусил гений молодого корейского режиссера. Первый полный метр Пон Чжун Хо – «Лающие собаки никогда не кусают» – суровая притча о жестоком обращении с животными, а может быть, с людьми. Тут у каждого своя болевая точка. Уже с первого фильма Пон Чжун Хо рассказывает историю «низов». Но не для того, чтобы пожалеть их, а для того, чтобы задуматься – почему все именно так. И самое главное, а кто виноват? Вторая и по-настоящему большая работа – «Воспоминания об убийстве» – канонический корейский нуар, азиатский «Твин Пикс», не то детектив, не то болезненная драма о двух полицейских, которые пытаются поймать серийного убийцу. Не менее интересен голливудский период творчества режиссера – картины «Сквозь снег» и «Окча» – масштабные антиутопии, развивающие всю ту же тему социальной лестницы, где богатые никогда не примут бедных, а бедные не поймут богатых.

«Ведь это так метафорично», – хочется сказать зрителю в качестве напутствия. Но разве можно подготовить зрителя к тому, что он и так знает на уровне подсознания. Равнодушных к «Паразитам» быть не должно, а вот люто негодующих наберется критическая масса. Ведь самая лучшая метафора кино – сама жизнь.
 

Текст: Кирилл Галеев
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Благодарим за приглашение на предпоказ сеть кинотеатров Chaplin Cinemas и Дину Сабирову