Третья картина молодого американского режиссера Дэмьена Шазелла рассказывает историю астронавта Нила Армстронга, который в составе космической экспедиции корабля «Аполлон-11» первым высадился и ступил на поверхность Луны. Можно по-разному относиться к этому событию, но нельзя отрицать, что 20 июля 1969 года взгляды миллионов людей по всему миру были прикованы к экранам телевизоров, и каждый чувствовал себя причастным к этому масштабному событию. После двух российских картин на космическую тематику, - «Салют-7» режиссера Клима Шипенко и «Время первых» Дмитрия Кисилева, - работа Шазелла выглядит на порядок драматичней и, как не странно, патриотичней. Хотя, ничего странного: американский патриотизм – это зачастую именно то, зачем Голливуд в принципе снимает кино. Вслед за легким и музыкальным «Ла-Ла Ленд», «Первый человек», а именно так в оригинале звучит название картины, выглядит настоящим масштабным байопиком. Сюжет охватывает временной отрезок с 1961 по 1969 год и рассказывает о жизни Нила Армстронга, его семье и его карьере.

 

 

Фильм начинается с испытательного полета Армстронга, который заканчивается экстренной посадкой, весьма жесткой. Сразу же неподготовленного зрителя знакомят со специфическим стилем съемки оператора – резким, с рывками и тряской. Это может отпугнуть, но, на самом деле, такой вариант только усиливает эффект от просмотра. По ту сторону камеры все тот же Линус Сандгрен, с которым Шазелл работал над «Ла-Ла Лендом», и в «Человеке на луне» его мастерство раскрывается еще в большей степени. Съемки в кабине космического корабля и на поверхности Луны захватывают дух и заставляют почувствовать себя вне кинозала. Отсюда и первая причина смотреть фильм на большом экране – это масштаб съемки, сравнимый разве что с «2001: Космической одиссеей» Кубрика или «Гравитацией» Куарона.

За пределами космической истории нам рассказывают и о самой жизни Нила Армстронга. У него есть жена Дженет (Клэр Фой), сын Марк и дочь Карен, которая умирает, будучи ребенком. У Карен был рак, и лечение так и не дало никаких результатов. Потеря дочери оставляет неизгладимый след в жизни Нила. Можно сказать, что именно боль от этой трагедии движет главным героем во всех его стремлениях преодолеть пределы Земли. За сценарий отвечал один из самых именитых драматургов Голливуда – Джош Сингер, поэтому повествование в фильме не может оставить зрителя равнодушным, а вот сами герои могут. Главная роль отошла Райану Гослингу, который уже во второй раз работает с режиссером, и здесь он снова играет роль вечно грустного и романтичного парня. Нельзя сказать, что Гослинг делает это топорно, он, без сомнений, очень талантливый актер, но многие сцены смотрятся неубедительно. Клэр Фой же справляется со своей ролью просто отлично и создает образ преданной спутницы главного героя. В фильме есть ряд хороших и ныне популярных актеров, а в роли напарника Армстронга Базза Олдрина снялся телевизионный актер Кори Столл, знакомый зрителю по роли одного из сенаторов в сериале «Карточный домик». Сюжет фильма, подобно самой съемке, то резко разгоняется, то становится плавным и старается показать зрителю не только с профессиональной стороны главного героя, но и его отношения в семье. Хотя работа над космической программой и полет в космос – основные темы картины. Армстронг представлен очень серьезным и зацикленным на работе человеком. Возможно, таким образом он справляется с горем. Идея покорения космоса прослеживается с первых кадров и следует за героем в течение всего фильма.

 

 

Вторая причина, по которой стоит собраться всей семьей и сходить в кинотеатр на «Человека на луне» - это прекрасная музыка. И снова Джастин Гурвиц, и снова это непередаваемое слияние духовых и клавишных инструментов. Гурвиц работает с Дэмьеном Шаззелом с самого первого фильма режиссера и уже в третий раз выдает исключительно талантливый оригинальный саундтрек. Две награды Оскар за «Лучшую песню» и «Лучший саундтрек» фильма «Ла-Ла Ленд» у него уже есть, и данная его работа явно не будет исключением. Как минимум, номинация ему точно обеспечена. Драматичная и грузная музыкальная тема ловко переходит в почти невесомую и романтичную мелодию от одной сцены к другой. Особенно сильным моментом для зрителя станет высадка на Луну – тот случай, когда музыкальная тема довершает и без того сильный визуальный ряд.

Что же получилось в итоге: «Человек на луне» – крепкая драма, лаконичное повествование об одном из величайших астронавтов в американской истории. Жизнеописание человека, который своим стремлением и упорством написал одну из важнейших страниц в истории человечества. Тема освоения космоса всегда остается для нас загадкой, и подобные картины позволяют понять, как много еще предстоит узнать человеку в своем стремлении не быть одиноким во Вселенной. 
 

Текст: Кирилл Галеев
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Благодарим за приглашение на предпоказ компанию Sulpak cinema и кинотеатр Kinopark 11 (Есентай) IMAX 3D