Прапрапрабабушка Сэра Уинстона Черчилля Сара, герцогиня Мальборо, отправив мужа на войну с французами, фактически заправляет королевством. Дел много: раздавать приказы поколотить палкой, угрожать вырвать ногти, выбивать новые налоги на ведение войны, которая так по душе ее мужу, и разделять и властвовать в парламенте среди тори и вигов. Королева Анна к этому времени потеряла интерес не только к делам государственным, но и к жизни в целом. Ни один из ее семнадцати детей не выжил – кто-то родился уже мертвым, кого-то забрала оспа. Вместо них у Анны теперь кролики. Королева со спутанными волосами, пустым взглядом, а порой и с вытекающей изо рта слюной похожа на правительницу империи только благодаря роскошным нарядам и обхождению свиты. Без нее это была бы обычная пациентка клиники для душевнобольных. Но из ума королева не выжила. И в нужный момент, как выяснится, все еще умеет топнуть ножкой.

Герцогиня Мальборо выросла вместе с Анной, и теперь подруга детства не только хранит казну королевы и ее личный гардероб – а это самое высокое положение женщины для того времени, но и оказывает больной женщине услуги интимного характера. Сара, заручившись поддержкой родственника Годольфина, безраздельно властвует при дворе, пока возле дворца из кареты не вываливается - буквально -  в грязь ее племянница Эбигейл Хилл (или Абигаль). Падшая девушка из некогда уважаемой семьи лишь первые дни проводит поломойкой на кухне, а ее дальнейший путь в королевскую опочивальню займет всего ничего – то ли благодаря ее невероятной природной доброте, то ли безграничной подлости и коварству. Кто из них получит доступ к болезненной плоти Ее Величества, а через нее – право многое решать если не во всей Британии, то хотя бы при дворе?

От автора «Лобстера» и «Убийства священного оленя» Йоргоса Лантимоса ждешь схематичной притчи с изрядной долей абсурда, но, нет – это довольно традиционная костюмная драма и вполне себе голливудский байопик. От скандального грека здесь, разве что, его фирменный цинизм, музыка в две навязчивые ноты и операторские шутки вроде рыбьего глаза. И почти никаких провокаций. Почти. Ах, да, еще пара пасхалок знатокам творчества – лобстер собственной персоной и голова оленя на блюде.

За что же фильму сулят до 10-ти Оскаров? За очень точное исследование роли человеческой природы в самом явлении фаворитизма – и за коренное его отличие от парчовой картинки, привычной нам благодаря постановкам по Дюма. За потрясающую игру Оливии Колман – за человека в Ее Величестве и Ее Величество в человеке. Красивая в жизни Колман воплотила заживо гниющую похотливую почти старуху – и это есть актерский подвиг. За смешение уродливого и прекрасного: рвота – в королевский фарфор, язвы - под шелестящими кринолинами, глупые парики – на нагом расплывшемся теле. За то, что в результате эта очевидная драма – все-таки трагикомедия, и зал на ней довольно часто смеется. И за красивый финальный вопрос: что получает победитель?
 

Текст: Юлия Новикова
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Редакция благодарит за приглашение на предпоказ компанию «ХХ century Fox– СНГ» и кинотеатр Lumiere Cinema