1999 год. В Сербии идет война, и одна из российских спецопераций окончилась в суде срыванием погонов, ведь командир подразделения, «Шава», поддавшись эмоциям, выкинул из вертолета пленного албанца. Группа осваивает гражданскую жизнь в России, а «Шава» остается на Балканах, пытаясь выправить себе документы. В это время продолжается кровавая несправедливая война: НАТОвские бомбы падают ковром на Белград и мирных сербов, стирают с лица земли жилые кварталы и роддома. Сербов и косоваров пожирает пламя взаимной ненависти. Русский «Шава» случайно оказывается в центре конфликта с албанским головорезом Смуком, и, хотя спасает прекрасную девушку Ясну (как же без любовной линии в суровом мужском кино, впрочем, весьма лаконичной), становится личным врагом жестокого бородача. В это время некий высокопоставленный российский генерал разыскивает членов той самой русской группировки, которые предстали перед военным судом, чтобы дать им секретное задание. Они должны тайно проникнуть в Косово и занять аэропорт в Слатине. В случае успешного выполнения поставленной задачи они вернут себе все регалии и станут настоящими героями. Но они еще не знают, что это не просто заштатный аэродром, а база боевиков, чьи ангары таят в себе склад наркотиков, чемоданы денег, ящики с оружием и даже большой мерседес. Поэтому просто так албанские бандиты аэропорт не сдадут. И нескольким русским спецназовцам, хотя и соединившимся с «русским сербом» и парой местных полицейских, придется принять неравный бой с вооруженной до зубов армией бандитов. На подходе российский батальон миротворцев на БТРах, но смогут ли бойцы продержаться до их появления, неизвестно.
 


 

В основе фильма лежит реальная история во главе с реальным персонажем: операцией «Балканский рубеж» тогда руководил Юнус-Бек Евкуров, а ныне он руководит Ингушетией, он же частично профинансировал фильм. На его рассказе и построен сценарий. Детали спецоперации по сей день засекречены, поэтому понять, что в кино правда, а что вымысел – не представляется возможным. В то же время, в общих чертах история достоверно известна и смотрена всеми в 1999-м в теленовостях: это и самолет Примакова, который он развернул над Атлантикой, и отчаянное братское решение не бросить сербов для нищей после кризиса 1998 года России, и пограничный вызов Кремля, с которым откровенно никто и не думал считаться в этом конфликте. Российскому контингенту «выдали» для дислокации довольно далекую от войны Боснию, а в эпицентр событий, в Приштину, россиян попросту «не пригласили». Тогда русские танкисты пустились на такую хитрость: в названии своего подразделения СВОР на военной технике они замазали первую букву и заменили ее на К – чтобы получилось КВОР, контингент миротворцев в Косово. Поэтому им удалось беспрепятственно перемахнуть в центр конфликта, где русских военных встречали цветами, плакатами с признаниями в любви и российскими флагами (сербский и российский триколор – близнецы-братья, только переверни). Причем, по свидетельствам очевидцев, встречали и сербы, и албанцы.  Это безоговорочно героическая страница истории, остальное – детали для пущей зрелищности и большого экрана.   
 


 

Структурно фильм выглядит так: первая половина – жестокие преступления сил НАТО и албанцев; вторая – длительная позиционная перестрелка в аэропорту. Казалось бы, первая не имеет отношения к делу, а вторую почти невозможно снять интересно – ну, стреляют себе почти час без передыха, и стреляют. Но авторам фильма удалось ввести зрителя в историю и создать настроение в первой части, и удержать динамику во второй. Получился хоть и шаблонный, но крепкий военный боевик с хорошей актерской игрой, удачными военными сценами и логичными сюжетными линиями. К сильному кастингу в лице Куценко, Равшаны Курковой, Антона Пампушного продюсеры припасли вишенку на торте, даже две. Во-первых, это главный индеец СССР Гойко Митич, который в фильме играет сербского полицейского - бегло говорит по-русски и погибает героем. Во-вторых, камео самого Эмира Кустурицы: он является уже в самом конце фильма, чтобы завершить несколько невнятную любовную историю.

Так или иначе, в Голливуде патриотичные истории о спецоперациях, на которые США ох как горазды, давно являются практически отдельным жанром – вспомнить, хотя бы «Операцию Арго», «Повелитель бури» или недавнюю «Кавалерию» 2018-го года. В русскоязычном же кино, завязшем в продукции на тему Великой Отечественной, фильмы из серии «горстка против всех в наше время» - приятое исключение. А также отличная идея для казахстанских продюсеров.
 

Текст: Юлия Новикова

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Редакция благодарит за приглашение на предпоказ компанию ХХ век Фокс – СНГ и кинотеатр Lumiere Cinema