Рождественские и новогодние праздники должны быть наполнены чудесами, и Disney в очередной раз позаботился об этом. На экраны выходит фильм о новых приключениях Щелкунчика под прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского. Юная принцесса, загадочное королевство и сотни добрых мышей в удивительной фантазии Лассе Халльстрема ждут зрителей в кинотеатрах с 6-го декабря 2018 года.

Сюжет картины навеян знаменитой сказкой Гофмана и рассказывает историю семьи Штальбаум. Главная героиня Клара увлекается наукой, а если быть точнее, физикой. Чему и учит своего маленького брата Фрица. Клара много времени проводит на чердаке, и в целом является замкнутой девочкой. Причина тому – смерь матери. В подавленном состоянии находится и отец семейства, потерявший любимую жену. В канун Рождества глава семьи дарит детям подарки, которые незадолго до смерти приготовила их мама. Старшей дочери достается платье, младшему Фрицу набор игрушечных солдатиков, а Кларе - шкатулка в форме яйца. Но для того, чтобы открыть этот сказочный подарок, необходим ключ. Клара безумно любит загадки и отправляется за ответом к своему крестному дядюшке Дроссельмейеру. В доме семейства Штальбаум идет предновогодний бал, но Клара по-прежнему увлечена загадочным яйцом. Тайна ключа и содержимого подарка уводит главную героиню в сказочное королевство. Клара попадает туда через проход в дереве. В погоне за ключом, который, к слову, утащила маленькая мышь, наша героиня сначала встречает Щелкунчика, затем Мышиного короля, а потом и вовсе оказывается в удивительном замке. Там обитают волшебные персонажи, которые рассказывают Кларе, как ее мама оживила этот сказочный мир и была там королевой. Теперь юной принцессе предстоит возглавить королевство и победить злую волшебницу и Мышиного короля. Но на самом ли деле они такие плохие, как про них рассказывают.

 

 

Сказка наоборот – именно такая мысль приходит при просмотре этой картины. Сюжет фильма настолько перевернут наизнанку, что от оригинальной истории остается только название и несколько персонажей. Да, это детская картина, и анализировать сюжет с точки зрения взрослого не совсем корректно. Но возникает закономерный вопрос, как объяснить ребенку, если он читал и знает историю Щелкунчика, что это как бы про то же, но в вольном пересказе режиссера картины. Лассе Халльстрем прекрасный шведский режиссер, автор таких фильмов, как «Хатико: Самый верный друг» с Ричардом Гиром, «Правила виноделов» с Тоби Магуайром, «Шоколад» с Джонни Деппом. Его предпоследний фильм «Собачья жизнь» представляет одну из самых трогательных картин прошлого года… но в «Щелкунчике» что-то пошло не так. Главная проблема в том, что Халльстрем просто не успел закончить проект, поэтому в титрах значится второй режиссер Джо Джонстон – создатель оригинального «Джуманджи» и режиссер «Первого Мстителя». Сочинив сюжетные линии, персонажей и своеобразную атмосферу, Халльстрем благополучно оставил фильм ради работы над другой картиной, а Джонстон доводил все это до логического конца. Несогласованность и отсутствие целостности – главная проблема «Щелкунчика».

 

 

Роль Клары досталась восемнадцатилетней актрисе Маккензи Фой, и она ее отыгрывает постольку-поскольку. Это один из первых крупных проектов девочки и далеко не самый удачный. Самого Щелкунчика на экране воплотил афроамериканец Джейден Фовора-Найт, но фильм настолько не о нем, что ни персонаж, ни актер не смогли раскрыться. Не обошелся «Щелкунчик» и без звезд первой величины - они тут в достаточном количестве. Морган Фриман в роли крестного Дроссельмейра, Хелен Миррен в роли злой (на самом деле доброй) волшебницы Джинджер и Кира Найтли в качестве феи по имени Сахарная Слива. Все они прекрасны, но из общей массы не выделяются. Чему стоит отдать должное, так это музыке. Композитор Джеймс Ньютон Ховард перенес произведения Петра Ильича Чайковского на большой экран, и современные аранжировки звучат превосходно. Особенно в сцене со шкатулкой, где Adagio из одноименного балета щипает самые сокровенные нотки вашей души. Финальную композицию исполняют Андреа Бочелли вместе с сыном. И, о боже, кощунство, партия Маттео в дубляже звучит по-русски. Еще одно прекрасное, что есть в этом фильме – балет. Возможно, Лассе таким образом задумал отдать дань гению композитора Чайковского, но ради этих моментов действительно стоит посмотреть фильм на большом экране. С помощью балетных зарисовок здесь рассказывается история матери главной героини, где одну из солирующих партий исполняет Сергей Полунин.

«Щелкунчик и четыре королевства» нарочито толерантен и предсказуем. Персонажи, пусть и в викторианских костюмах, несут в себе современный дух. Чернокожий Щелкунчик, главные герои/злодеи, разукрашенные мужчины с утонченными замашками – все это стало настолько обыденным и повсеместным, что на негодование и удивление не остается сил. Картина все равно является сказкой с чудесами, волшебством и моралью. Дети уже растут в другом обществе, и подобные истории должны все больше воспитывать в них понимание и терпимость. Пусть замок злодейки похож на Храм Василия Блаженного, а Мышиный король оказывается славным малым, взрослые и дети продолжают верить во что-то хорошее и радоваться мелочам.
 

Текст: Кирилл Галеев
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Благодарим за приглашение на предпоказ компанию Meloman Entertainment и сеть кинотеатров Kinopark