Хронология алматинских байкеров

 

 

С развалом Советского Союза гаражные иконы в виде «чизетов» и «яв» перестали оказывать животворящий эффект на любителей мототехники. Девяностые принесли на улицы Алма-Аты технологичные японские, выверенные немецкие и мощные американские байки. Число желающих оседлать железных коней с громогласными котельными вместо сердец стало расти.

Движимые одной страстью, мотоциклисты начали собираться в определенных местах города, стали появляться мастерские и тематические заведения.  Первым таким местом стал My Town на пересечении улиц Тимирязева и Байтурсынова, объединивший не только людей, но и сервисы по ремонту и тюнингу. Мотоциклисты стали справлять дни рождения и праздники вместе, появился свой бар. Так на базе мастерской начал свое существование один из первых мотоклубов города – MCC MOTORS. Президентом клуба стал Леонид Гульковский, занимающий этот пост и по сей день. Первое время городские мотопробеги проводились хаотично на энтузиазме самих мотоциклистов. Позже клубу удалось наладить диалог с городским акиматом, в сотрудничестве с которым ежегодно проводятся открытия и закрытия мотосезонов. На данный момент клуб и мастерская с одноименным названием MOTORS располагаются в Алматы на пересечении улиц Дунаевского и Жарокова.

Наверное, наиболее узнаваемой персоной, в том числе, среди людей, далеких от мототематики, является Дмитрий Петрухин. Популярность к нему пришла после продолжительных путешествий. Под колесами его BMW (кстати, посмотреть на него можно в музее Алматы на Кабанбай батыра), остался не один десяток тысяч километров и десятки пограничных пунктов. Тем не менее, деятельность мотоциклиста только путешествиями не ограничивается: Дмитрий участвует в организации мотопробегов и других подобных мероприятий. Но все эти частные случаи - открытия и закрытия мотосезона, праздничные пробеги, поездки на фестивали - являются лишь гипертрофированными примерами дня из жизни мотоциклиста.

как и где проживает свой обычный день байкер южной столицы?

Если не работает, то катается, либо ждет момента, когда можно будет отправиться колесить по окрестностям, либо же спит. В последнем случае ему все равно снится дорога с отсвечивающим солнцем на горизонте.

Но это идеальная картинка, а наиболее частым «пейзажем» перед глазами хозяина железного коня является обычная транспортная пробка и поток рыскающих из ряда в ряд акул таксо-бизнеса. Преодолев все препятствия, он успешно добирается к одной из трех наиболее популярных неофициальных точек сбора. Первая находится на Аль-Фараби, на открытой парковке Есентай Молла, и среди мотоциклистов она зовется Верхний квадрат. До 2017 года существовал только один «квадрат» и располагался он по проспекту Назарбаева ниже Ташкентской, но строительство транспортной развязки привело к передислокации мотоциклистов. Любимым местом сбора остается и парковка за КБТУ на Старой площади, или «Старухе», как ее ласково называют мотоциклисты.  Вечером тут всегда можно заметить Motocoffee, передвижную станцию горячих напитков. Пока тесно припаркованная друг к другу железная конница ждет своих наездников, хозяева распивают чашечку кофе, параллельно обсуждая свои мотобудни. Это наиболее популярная точка, на которой можно встретить и любителей спортивных мотоциклов, чья техника со всех сторон заклепана в облегченный пластик для гонок, так и любителей бездорожья, чьи скакуны покрыты слоем грязи и пыли. Кто-то сжигает свежую резину, открывая ручку газа до упора, кто-то зависает в экране смартфона, пассивно впитывая в себя всю бензиновую атмосферу места.

 

 

Последняя точка еженедельного пристанища для всех, кто предан железу и топорной мощности –площадка у Театре имени Ауэзова, где по четвергам собираются владельцы классических байков.  День выбран из-за созвучного названия класса мотоциклов - чопперов, соответственно, четверг у их владельцев вовсе не четверг, а чопперг. Обилие хрома на этих чопперах лучи солнца отстреливают рикошетом точно в глаз зевакам, которые не могут пройти мимо такого зрелища: мощные байки и черепа на одежде. Хотя, все это создает не самое верное представление. Скорее всего, облаченные в черную косуху будут держать в одной руке лимонад, а другой – эскимо. О чем говорят на «чоппергах»? Об интересных покатушках дня вчерашнего и дня завтрашнего и запчастях. Ближе к девяти вечера все разговоры кончаются, и стальные сердца вновь оживают , чтобы вырваться за пределы тесных городских улиц и разогнать бензин по своим артериям.

А виртуальные площадки для встречи мотоциклистов - группа Вконтакте «Байкеры Алматы» и всевозможные чаты в WhatsApp. 

Лучшие маршруты, чтобы насытить пространство сочным рокотом своих моторов - по дороге на Медео, на Восточной объездной или по дороге, ведущей в Автоцон, недалеко от Бурундая. Дорога до Медео дарит приятный горный воздух, который переднее крыло мотоцикла расскеает словно катана самурая. Восточка, благодаря своей ширине и хорошему дорожному покрытию, дает редкий шанс проехать мотоколонной. Продлить этот маршрут можно, навестив одиноко стоящий мост по Алатауской трассе, берущей свое начало от развилочного кольца Кульджинского тракта.

Эти относительно короткие маршруты могут быть разбавлены более продолжительными   поездками на Иссыкское озеро или на Ушконыр. Тут на баке мотоцикла будут отражаться скалистые вершины гор, а из-под заднего колеса лентой поползет горный серпантин.
 

Уход за байком

 

 

Единственным негативным моментом в поездках по красивым местам Родины остается количество ям на квадратный метр.  Разнообразие их форм и размеров достигает небывалых масштабов. Естественно, мотоциклу такое испытание не всегда дается легко, случаются и поломки. Например, некоторые представители китайского мотопрома буквально рассыпаются на ходу от всех этих вибраций и потряхиваний. Чтобы собрать все части воедино, алматинские приверженцы двухколесной техники обращаются в такие места, как вышеупомянутый MOTORS и FREERIDER на Гагарина. Последний интересен еще и тем, что располагает не только мастерской, но и хостелом для мотопутешественников, а также пабом, в котором каждый может отхлебнуть пива под сочные гитарные рифы рок-бэндов. У многих мотоциклистов есть свой знакомый гаражный мессия, который оживит мотоцикл и подарит ему новую жизнь. Несмотря на ежегодный рост количества мотоциклов в городе, многие запчасти приходится заказывать и проживать мучительные дни в ожидании, передвигаясь на своих двоих.
 

Уход за собой

 

 

Доброжелательность мотосообщества обойдет стороной лишь тех, кто пренебрегает ношением шлема. Дуракам здесь точно так же не рады, как и везде. Отсутствие защиты головы приводит к самым фатальным последствиям. Достаточно обратиться к статистике: 8 из 10 случаев летального исхода среди мотоциклистов обусловлены травмой головы. При любом раскладе ношение экипировки в интересах самого же мотоциклиста.Магазинов в городе достаточно, чтобы защитить себя с головы до ног: «Автопилот» на Гоголя-Нурмакова, Dainese на Макатаева-Байтурсынова, Harley-Davidson, Ducati на Тимирязева-Байтурсынова и KTM по Рыскулова.

Заказать в интернете можно с таких сайтов как louis.eu и fc-moto.de, и, конечно, aliexpress. В этом случае не стоит радоваться копеечным суммам и полагаться на «авось пронесет» и «падать я не собираюсь». Иначе оценивать однозначно неудачные результаты краш-теста шлема за 30 долларов будут случайные прохожие. Рассчитывать здесь на сумму менее 400-500 долларов не стоит. За эти деньги мотоциклист может приобрести приличного качества шлем, хорошую куртку, которая не даст асфальту сыграть роль наждачной бумаги по коже, на остаток будут куплены перчатки. Неплохо бы не забыть и про колени, которым достаточно ледяного осеннего ветра, чтобы песочными часами рассыпаться в старческом будущем скупого мотоциклиста.
 

Алматинские особенности

 

 

Какие особенности алматинских байкеров можно назвать? Наши мотосообщества отличают долгие войны с администрацией города по поводу демонтажа знаков, запрещавших езду на мотоцикле на территории большей части города. Победа мотоциклистов состоялась в 2017 году.

Приятной традицией представителей мотокультуры южной столицы стали поездки на фестивали, открытия сезонов и прочие подобные тематические встречи в соседних городах. Но казахской степью путешествия не ограничиваются: наши номады 21 века ежегодно посещают Кыргызстан , Узбекистан и другие добрососедские страны.

Взаимным вниманием одаривают друг друга мотоциклисты и воспитанники детских домов Алматы и окрестностей – есть и такая традиция. Как минимум несколько раз за мотосезон они посещают детские дома, привозя необходимые продукты и подарки. Особенно счастливы дети после поездки на ревущих монстрах.

Подъезжая к финишной черте статьи, хотелось бы отметить, что алматинские мотоциклисты - это в большинстве своем добрые и отзывчивые люди, которые принимают в свои ряды всех, кроме самонадеянных глупцов. Здесь не место дураку, считающему, что шлем - это его корона, а мотокуртка – королевская мантия.
 

Обзор подготовил Кирилл Каргаполов